Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

хаосе.

Но я хочу выяснить, могу ли я прожить без единой проблемы всю оставшуюся

жизнь. Это возможно?

Бом: Ну, я не уверен, что такие вещи мы можем даже назвать проблемами.

Проблему можно было бы разумно разрешить. Если представить себе такую

проблему чисто технически, с точки зрения достижения определенного

ре-зультата, то тогда сама ее постановка включает разумный путь ее решения.

Но психологически к этой проблеме так подойти невозможно. Она не может быть

рассматриваема таким образом; чтобы предложить решение, вам требуется к нему

прийти, и уж потом найти путь осуществления.

Кришнамурти: В чем корень всего этого? В чем причина человеческого

хаоса? Я стараюсь подходить к этому с разных сторон, чтобы выяснить,

существует ли возможность прекра-щения проблем. Видите ли, лично я

отказываюсь иметь проблемы.

Бом: Кое-кто мог бы вам возразить, сказав, что вы, возможно, на что-то

не откликнулись.

Кришнамурти: Я откликнулся на днях на нечто весьма и весьма серьезное.

Это - не проблема.

Бом: Тогда дело тут в уточнении. Отчасти трудность заключается в

уточнении языка.

Кришнамурти: Требуется уточнение не только языка, но также и отношения

и действия. Проблема, возникшая на днях, касается множества людей и она

требует определенного действия. Но для меня лично это не явилось проблемой.

Бом: Нам нужно выразить яснее, что вы имеете в виду, потому что без

примера это не понятно.

Кришнамурти: Я имею в виду проблему, когда требуется принять решение, и

вас мучит сомнение, и вы бесконечно из-за этого терзаетесь. Вас угнетает эта

неуверенность, неопре-деленность и необходимость предпринять какие-то шаги,

о которых вы потом будете жалеть.

Бом: Давайте начнем с технической проблемы, когда у вас вначале

возникает идея. Перед вами сложная задача, что-то такое, что нужно сделать;

и вы говорите, что это - проблема.

Кришнамурти: Да, это обычно называют проблемой.

Бом: А слово 'проблема' в основе имеет идею направлен-ного на что-то

усилия, возможного решения и попытки его достижения.

Кришнамурти: Или же у меня проблема, но я не знаю, как с нею

справиться. Что делать?

Бом: Если у вас есть проблема, и вы не знаете, как с нею поступить...

Кришнамурти: ... то я спрашиваю у людей совета, и от этого получается

все большая и большая путаница.

Бом: Тут могло бы помочь применение такого же подхо-да, как к

технической проблеме, при котором вы обычно уже имеете некоторое понятие о

том, что надо делать.

Кришнамурти: Я хотел бы знать, можем ли мы так поступить? Технические

проблемы, конечно, достаточно про-сты.

Бом: Они часто ставят перед нами такие задачи, которые заставляют нас

очень глубоко в них разбираться и менять наши подходы. В случае технической

проблемы мы обычно знаем, что нам нужно делать, чтобы ее решить. Если, к

примеру, у нас недостаток продуктов питания, то это требует от нас

изыскивать пути и средства увеличения их производ-ства. Но можем ли мы так

же подходить к решению психо-логической проблемы?

Кришнамурти: В этом все дело. Как нам с нею посту-пить?

Бом: Итак, какого рода проблему мы будем рассматри-вать?

Кришнамурти: Любую, какая только возможна в челове-ческих отношениях.

Бом: Давайте поговорим о том, почему люди не могут жить в согласии,

почему они постоянно друг с другом ссорятся.

Кришнамурти: Да, давайте подойдем к этому просто. Представляется почти

невозможным, чтобы группа людей была способна согласно мыслить, иметь единый

взгляд и подход. Я, конечно, не считаю, что надо друг друга копиро-вать. Но

всякий человек, который первым выражает свое мнение, тотчас встречает

противоречащее ему мнение друго-го, и так происходит все время и повсюду.

Бом: Да. Тогда мы можем сказать, что наша проблема в том, чтобы сообща

трудиться и мыслить в согласии?

Кришнамурти: Сообща трудиться, в согласии мыслить, сотрудничать, не

вмешивая в это денежный интерес.

Бом: Это уже другой вопрос, будут ли люди вместе трудиться, если они

являются высоко оплачиваемыми.

Кришнамурти: Как же нам разрешить эту проблему? В группе, где у всех

разные мнения, и мы вообще не сходимся ни с кем, где прийти к единому

мнению, кажется, почти невозможно.

Бом: Да, это одна из наших трудностей, но я не уверен, что вы можете

рассматривать ее как