хаосе.
Но я хочу выяснить, могу ли я прожить без единой проблемы всю оставшуюся
жизнь. Это возможно?
Бом: Ну, я не уверен, что такие вещи мы можем даже назвать проблемами.
Проблему можно было бы разумно разрешить. Если представить себе такую
проблему чисто технически, с точки зрения достижения определенного
ре-зультата, то тогда сама ее постановка включает разумный путь ее решения.
Но психологически к этой проблеме так подойти невозможно. Она не может быть
рассматриваема таким образом; чтобы предложить решение, вам требуется к нему
прийти, и уж потом найти путь осуществления.
Кришнамурти: В чем корень всего этого? В чем причина человеческого
хаоса? Я стараюсь подходить к этому с разных сторон, чтобы выяснить,
существует ли возможность прекра-щения проблем. Видите ли, лично я
отказываюсь иметь проблемы.
Бом: Кое-кто мог бы вам возразить, сказав, что вы, возможно, на что-то
не откликнулись.
Кришнамурти: Я откликнулся на днях на нечто весьма и весьма серьезное.
Это - не проблема.
Бом: Тогда дело тут в уточнении. Отчасти трудность заключается в
уточнении языка.
Кришнамурти: Требуется уточнение не только языка, но также и отношения
и действия. Проблема, возникшая на днях, касается множества людей и она
требует определенного действия. Но для меня лично это не явилось проблемой.
Бом: Нам нужно выразить яснее, что вы имеете в виду, потому что без
примера это не понятно.
Кришнамурти: Я имею в виду проблему, когда требуется принять решение, и
вас мучит сомнение, и вы бесконечно из-за этого терзаетесь. Вас угнетает эта
неуверенность, неопре-деленность и необходимость предпринять какие-то шаги,
о которых вы потом будете жалеть.
Бом: Давайте начнем с технической проблемы, когда у вас вначале
возникает идея. Перед вами сложная задача, что-то такое, что нужно сделать;
и вы говорите, что это - проблема.
Кришнамурти: Да, это обычно называют проблемой.
Бом: А слово 'проблема' в основе имеет идею направлен-ного на что-то
усилия, возможного решения и попытки его достижения.
Кришнамурти: Или же у меня проблема, но я не знаю, как с нею
справиться. Что делать?
Бом: Если у вас есть проблема, и вы не знаете, как с нею поступить...
Кришнамурти: ... то я спрашиваю у людей совета, и от этого получается
все большая и большая путаница.
Бом: Тут могло бы помочь применение такого же подхо-да, как к
технической проблеме, при котором вы обычно уже имеете некоторое понятие о
том, что надо делать.
Кришнамурти: Я хотел бы знать, можем ли мы так поступить? Технические
проблемы, конечно, достаточно про-сты.
Бом: Они часто ставят перед нами такие задачи, которые заставляют нас
очень глубоко в них разбираться и менять наши подходы. В случае технической
проблемы мы обычно знаем, что нам нужно делать, чтобы ее решить. Если, к
примеру, у нас недостаток продуктов питания, то это требует от нас
изыскивать пути и средства увеличения их производ-ства. Но можем ли мы так
же подходить к решению психо-логической проблемы?
Кришнамурти: В этом все дело. Как нам с нею посту-пить?
Бом: Итак, какого рода проблему мы будем рассматри-вать?
Кришнамурти: Любую, какая только возможна в челове-ческих отношениях.
Бом: Давайте поговорим о том, почему люди не могут жить в согласии,
почему они постоянно друг с другом ссорятся.
Кришнамурти: Да, давайте подойдем к этому просто. Представляется почти
невозможным, чтобы группа людей была способна согласно мыслить, иметь единый
взгляд и подход. Я, конечно, не считаю, что надо друг друга копиро-вать. Но
всякий человек, который первым выражает свое мнение, тотчас встречает
противоречащее ему мнение друго-го, и так происходит все время и повсюду.
Бом: Да. Тогда мы можем сказать, что наша проблема в том, чтобы сообща
трудиться и мыслить в согласии?
Кришнамурти: Сообща трудиться, в согласии мыслить, сотрудничать, не
вмешивая в это денежный интерес.
Бом: Это уже другой вопрос, будут ли люди вместе трудиться, если они
являются высоко оплачиваемыми.
Кришнамурти: Как же нам разрешить эту проблему? В группе, где у всех
разные мнения, и мы вообще не сходимся ни с кем, где прийти к единому
мнению, кажется, почти невозможно.
Бом: Да, это одна из наших трудностей, но я не уверен, что вы можете
рассматривать ее как