поступает.
Кришнамурти: Да, небольшое преобразование, неболь-шое улучшение. Но это
все та же человеческая обусловлен-ность.
Бом: Некоторые люди думали бы об огромных преобра-зованиях.
Кришнамурти: Но это все же ограниченно!
Бом: Да. Давайте попытаемся пояснить, что неправиль-но в
ограниченности.
Кришнамурти: В ограниченности нет свободы, есть лишь ограниченная
свобода.
Бом: Да. Итак, мы подошли к вопросу о пределах нашей свободы. Что-то
заставляет нас реагировать, а, реагируя, мы вновь погружаемся в
противоречия.
Кришнамурти: Да, но что происходит, когда я вижу, что всегда двигаюсь
внутри определенного пространства...?
Бом: Тогда я испытываю ограничивающее воздействие определенных сил .
Кришнамурти: Ум неизменно этому сопротивляется.
Бом: Это очень важно. Вы видите, - ум хочет свободы. Верно?
Кришнамурти: Вне сомнения.
Бом: Значит, свобода -- это высочайшая ценность. Мо-жем мы с этим
согласиться и принять это как факт?
Кришнамурти: Иначе говоря, я сознаю себя узником этой ограниченности.
Бом: Некоторые люди к этому уже привыкли, и они скажут: 'Я согласен'.
Кришнамурти: Не хочу я мириться с этим! Мой ум говорит, что это тюрьма,
что должна быть свобода. Я - узник, и моя тюрьма очень приятна, очень
благоустроенна и прочее. Ум по-прежнему ограничен, хотя и говорит, что за
пределами всего этого должна быть свобода.
Бом: Какой ум это говорит? Отдельный человеческий ум?
Кришнамурти: Кто говорит, что должна быть свобода? О, это очень просто.
Сама боль, само страдание требуют, чтобы мы вышли за пределы.
Бом: Этот отдельный ум, хотя он и примирился с ограничениями, тяготится
ими.
Кришнамурти: Конечно.
Бом: Следовательно, этот отдельный ум как-то чувству-ет, что это
неправильно. Но он ничего не может с этим поделать. Похоже, что существует
настоятельная потреб-ность в свободе.
Кришнамурти: Свобода необходима, и любая помеха свободе - это
деградация. -- Не так ли?
Бом: Эта потребность не является внешней необходи-мостью, вызывающей
реакцию.
Кришнамурти: Свобода - не реакция.
Бом: Потребность в свободе - не реакция. Хотя некото-рые люди сказали
бы, что эту потребность вызывает пребы-вание в тюрьме.
Кришнамурти: Так где же мы? Видите ли, свобода - это свобода от
реакции, свобода от ограниченности мысли, свобо-да от всякого движения
времени. Мы знаем, что необходима полная свобода для того, чтобы мы могли
по-настоящему понять, что значит пустой ум и порядок универсума, который
тогда становится порядком ума. Мы ставим грандиозную задачу. Пожелаем ли мы
пойти так далеко?
Бом: Ну, вы знаете, несвобода имеет свои привлекатель-ные стороны.
Кришнамурти: Несомненно, но меня эти привлекатель-ные стороны не
интересуют.
Бом: Вы же задаете вопрос, пожелаем ли мы пойти так далеко? Так что
напрашивается мысль, что в этой ограничен-ности может быть что-то
привлекательное.
Кришнамурти: Да. Я понял, что безопасность, надеж-ность, удовольствие -
в несвободе. Я осознал, что в удоволь-ствии или страдании свободы нет. Ум
говорит, - и это не реакция, - что должна быть свобода от всего. Чтобы
прийти к этому пониманию и следовать дальше без конфликта, без требования
своей собственной дисциплины, своего собствен-ного озарения. Поэтому я
говорю тем из нас, кто проделал в этом отношении определенное количество
изысканий: воз-можно ли их путем так далеко пойти? Или же отнестись с
пониманием к потребностям тела - разве обязанности каж-додневной
деятельности, обязанности перед женой, детьми препятствуют ощущению полной
свободы? Монахи, святые и саньяси говорили: 'Вы должны отказаться от мира '.
Бом: Это мы подробно рассматривали.
Кришнамурти: Да. Это другая форма идиотизма, - прошу меня извинить за
подобное выражение. Мы со всем этим покончили, и я отказываюсь снова к этому
возвращать-ся. Итак, я спрашиваю, являются ли универсум и ум, который сделал
себя пустым от всего этого, одним?
Бом: Есть ли они одно?
Кришнамурти: Они не существуют отдельно, они суть одно.
Бом: Таким образом, вы говорите, что материальный универсум подобен
телу абсолютного ума.
Кришнамурти: Да, совершенно верно.
Бом: Это можно было бы представить образно!
Кришнамурти: Мы должны быть