Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

ли то, что мы называем умом

универсума, от того, что мы называем самим универсумом?

Кришнамурти: Правильно. Вы видите теперь, почему я считаю, что в нашей

повседневной жизни должен быть порядок, но не порядок мысли.

Бом: Согласен. Мысль -- это ограниченный порядок, она относительна.

Кришнамурти: Вот именно. Так что тут должен быть порядок, который...

Бом: ... свободен от ограниченности.

Кришнамурти: Да. В нашей повседневной жизни нам нужен такой порядок,

который не допускает какого то бы ни было конфликта, противоречия.

Бом: Возьмем порядок мысли. Когда она разумна, в ней есть порядок. Но

когда есть противоречие, порядок мысли прекращается, мысль уже достигла

своего предела. Мысль работает, пока не столкнется с противоречием, и тут ее

предел.

Кришнамурти: Так что если в моей повседневной жизни полный порядок, без

какого-либо нарушения, конфликта, то имеет ли отношение этот порядок к тому

порядку, который никогда не кончается? Не может ли тогда это необыкновен-ное

нечто как безмолвный внутренний импульс порядка оказывать свое воздействие

на мою повседневную жизнь, если у меня имеется внутренний, психологический

порядок? Вам понятен мой вопрос?

Бом: Да. Мы, например, сказали, что вулкан есть проявление всеобщего

порядка универсума.

Кришнамурти: Совершенно верно. Или тигр, убиваю-щий оленя.

Бом: Вопрос тогда в том, возможно ли, чтобы и человек в своей обычной

жизни подобным же образом соответствовал всеобщему порядку.

Кришнамурти: Да, именно так. Иначе я не вижу смысла в другой жизни -

жизни универсума.

Бом: Согласен, она не имеет тогда никакого смысла для человеческого

существа. Видите ли, некоторые люди тут могли бы сказать, кто заботится об

универсуме. А наше дело - это наше общество, и то, как мы действуем. Но наша

деятельность безуспешна, потому что полна противоречий.

Кришнамурти: Очевидно. Это то, что говорит мысль. Таким образом,

универсум, который представляет всеобщий порядок, действительно воздействует

на мою повседневную жизнь.

Бом: Да. Ученые, я думаю, могли бы спросить, в чем это выражается.

Видите ли, можно было бы сказать: 'Я пони-маю, что универсум материален, и

что законы материи оказывают свое действие на нашу повседневную жизнь. Но не

совсем ясно, как он воздействует на ум; и существует ли этот абсолютный ум,

который воздействует на повседневную жизнь'.

Кришнамурти: О! Что такое моя повседневная жизнь? В ней нет порядка,

это лишь цепь реакций. Не так ли?

Бом: Согласен. Обычно это именно так.

Кришнамурти: А мысль постоянно борется за то, чтобы в нашу жизнь внести

порядок. Но когда она его создает, то это все еще беспорядок.

Бом: Потому что мысль всегда ограничена собственными противоречиями.

Кришнамурти: Разумеется. Мысль всегда создает беспо-рядок, потому что

сама по себе она ограниченна.

Бом: Как только она пытается превысить свой предел, она становится

дисгармоничной.

Кришнамурти: Верно. Я понял, я в это углубился, у меня было озарение, и

в моей жизни появился определенный порядок. Но он все еще ограничен. Я это

сознаю и говорю, что мое существование ограниченно.

Бом: Некоторые люди могли бы с этим согласиться и спросить: 'А почему

вам не хотелось бы большего?'

Кришнамурти: 'Большего' для меня не существует.

Бом: А другие могли бы сказать: 'Мы были бы счастли-вы, если бы могли в

материальной жизни иметь настоящий порядок'.

Кришнамурти: Я и говорю, давайте его создадим! Он должен быть создан!

Но надо понимать, что само установле-ние порядка ограниченно.

Бом: Да, даже высочайший порядок, который мы можем создать, будет

ограниченным.

Кришнамурти: Ум сознает собственную ограниченность и говорит: 'Давайте

выйдем за ее пределы'.

Бом: Почему? Некоторые люди сказали бы, что можно быть счастливыми и в

существующих пределах, которые можно постоянно расширять, стараясь прийти к

новым идеям, к новому порядку? Художник тогда откроет новые формы в

искусстве, ученые - новый тип исследования.

Кришнамурти: Но все это по-прежнему будет ограничен-но.

Бом: Часто бывает такое чувство, что мы многого можем достичь, и мы

соглашаемся с тем, что это возможно.

Кришнамурти: Вы имеете в виду, что мы должны при-мириться с

человеческой обусловленностью?

Бом: Да, люди сказали бы, что человек вполне может поступать лучше, чем

он