ли то, что мы называем умом
универсума, от того, что мы называем самим универсумом?
Кришнамурти: Правильно. Вы видите теперь, почему я считаю, что в нашей
повседневной жизни должен быть порядок, но не порядок мысли.
Бом: Согласен. Мысль -- это ограниченный порядок, она относительна.
Кришнамурти: Вот именно. Так что тут должен быть порядок, который...
Бом: ... свободен от ограниченности.
Кришнамурти: Да. В нашей повседневной жизни нам нужен такой порядок,
который не допускает какого то бы ни было конфликта, противоречия.
Бом: Возьмем порядок мысли. Когда она разумна, в ней есть порядок. Но
когда есть противоречие, порядок мысли прекращается, мысль уже достигла
своего предела. Мысль работает, пока не столкнется с противоречием, и тут ее
предел.
Кришнамурти: Так что если в моей повседневной жизни полный порядок, без
какого-либо нарушения, конфликта, то имеет ли отношение этот порядок к тому
порядку, который никогда не кончается? Не может ли тогда это необыкновен-ное
нечто как безмолвный внутренний импульс порядка оказывать свое воздействие
на мою повседневную жизнь, если у меня имеется внутренний, психологический
порядок? Вам понятен мой вопрос?
Бом: Да. Мы, например, сказали, что вулкан есть проявление всеобщего
порядка универсума.
Кришнамурти: Совершенно верно. Или тигр, убиваю-щий оленя.
Бом: Вопрос тогда в том, возможно ли, чтобы и человек в своей обычной
жизни подобным же образом соответствовал всеобщему порядку.
Кришнамурти: Да, именно так. Иначе я не вижу смысла в другой жизни -
жизни универсума.
Бом: Согласен, она не имеет тогда никакого смысла для человеческого
существа. Видите ли, некоторые люди тут могли бы сказать, кто заботится об
универсуме. А наше дело - это наше общество, и то, как мы действуем. Но наша
деятельность безуспешна, потому что полна противоречий.
Кришнамурти: Очевидно. Это то, что говорит мысль. Таким образом,
универсум, который представляет всеобщий порядок, действительно воздействует
на мою повседневную жизнь.
Бом: Да. Ученые, я думаю, могли бы спросить, в чем это выражается.
Видите ли, можно было бы сказать: 'Я пони-маю, что универсум материален, и
что законы материи оказывают свое действие на нашу повседневную жизнь. Но не
совсем ясно, как он воздействует на ум; и существует ли этот абсолютный ум,
который воздействует на повседневную жизнь'.
Кришнамурти: О! Что такое моя повседневная жизнь? В ней нет порядка,
это лишь цепь реакций. Не так ли?
Бом: Согласен. Обычно это именно так.
Кришнамурти: А мысль постоянно борется за то, чтобы в нашу жизнь внести
порядок. Но когда она его создает, то это все еще беспорядок.
Бом: Потому что мысль всегда ограничена собственными противоречиями.
Кришнамурти: Разумеется. Мысль всегда создает беспо-рядок, потому что
сама по себе она ограниченна.
Бом: Как только она пытается превысить свой предел, она становится
дисгармоничной.
Кришнамурти: Верно. Я понял, я в это углубился, у меня было озарение, и
в моей жизни появился определенный порядок. Но он все еще ограничен. Я это
сознаю и говорю, что мое существование ограниченно.
Бом: Некоторые люди могли бы с этим согласиться и спросить: 'А почему
вам не хотелось бы большего?'
Кришнамурти: 'Большего' для меня не существует.
Бом: А другие могли бы сказать: 'Мы были бы счастли-вы, если бы могли в
материальной жизни иметь настоящий порядок'.
Кришнамурти: Я и говорю, давайте его создадим! Он должен быть создан!
Но надо понимать, что само установле-ние порядка ограниченно.
Бом: Да, даже высочайший порядок, который мы можем создать, будет
ограниченным.
Кришнамурти: Ум сознает собственную ограниченность и говорит: 'Давайте
выйдем за ее пределы'.
Бом: Почему? Некоторые люди сказали бы, что можно быть счастливыми и в
существующих пределах, которые можно постоянно расширять, стараясь прийти к
новым идеям, к новому порядку? Художник тогда откроет новые формы в
искусстве, ученые - новый тип исследования.
Кришнамурти: Но все это по-прежнему будет ограничен-но.
Бом: Часто бывает такое чувство, что мы многого можем достичь, и мы
соглашаемся с тем, что это возможно.
Кришнамурти: Вы имеете в виду, что мы должны при-мириться с
человеческой обусловленностью?
Бом: Да, люди сказали бы, что человек вполне может поступать лучше, чем
он