смена про-шлых форм.
Кришнамурти: Разумеется. Никакой причинной обус-ловленности.
Бом: Но видите ли, материя может рассматриваться как причинный ряд, и
наше определение движения неадекватно. Вы говорите, что это движение не
имеет ни начала, ни конца, и что оно не является результатом ряда следующих
друг за другом причин.
Кришнамурти: Итак, я хочу условиться о формальном определении движения,
которое не есть движение. Не знаю, смогу ли я выразить это ясно?
Бом: Тогда почему нужно называть движением то, что движением не
является?
Кришнамурти: Потому что оно - не покой, оно активно. Бом: Это энергия.
Кришнамурти: Оно обладает потрясающей анергией, поэтому никогда не
может быть в состоянии покоя. И именно в этой энергии оно обретает тишину.
Бом: Я думаю, нам придется сказать, что обычный язык слов не может
подобающим образом это выразить, но сама эта энергия есть покой, и она также
есть движение.
Кришнамурти: В этом движении есть движение тишины. Не звучит ли это
нелепо?
Бом: О движении может быть сказано, что оно возникает из тишины.
Кришнамурти: Верно. Понимаете, это как раз то, что есть. Мы называем
это пустотой в уме. У нее нет причины, нет следствия. Она - не движение
мысли, времени. Она - не движение материальных реакций. Ничего этого в ней
нет. Способен ли ум хранить в себе эту необыкновенную тишину без какого бы
то ни было движения? Когда существует такая абсолютная тишина, из нее
возникает движение.
Бом: Я, кажется, уже упоминал в наших беседах о некоторых людях, таких,
как Аристотель, которые имели подобное видение в прошлом. Так вот,
понимаете, когда он пытался дать описание Бога, он говорил о неподвижном
двигателе.
Кришнамурти: О, нет. Я не хочу этого делать!
Бом: Вы не хотите описывать Бога, но примерно такого рода видением в
прошлом обладали многие люди. Потом это, думаю, вышло из моды.
Кришнамурти: Давайте снова введем это в моду, - решили?!
Бом: Я не говорю, что Аристотель имел правильные представления. Просто,
рассматривая некоторые вещи, он высказывал нечто подобное, хотя, возможно,
во многих отношениях и отличающееся.
Кришнамурти: Было ли это интеллектуальным пред-ставлением или
действительностью?
Бом: Это очень трудно сказать, нам слишком мало известно.
Кришнамурти: Следовательно, нам и не требуется ссы-латься на
Аристотеля.
Бом: Я только хотел указать, что понятие движения в состоянии покоя не
было нелепым, потому что другие, очень уважаемые люди уже высказывали нечто
подобное.
Кришнамурти: Я рад! Рад быть уверенным, что не сошел с ума!
А не является ли это возникающее из тишины движение движением
творчества? Мы не говорим о том, что называют творчеством поэты, писатели и
живописцы. Для меня это не творчество, а просто проявление способности,
мастерства, памяти и знания. Творчество, о котором мы говорим, не
проявляется в форме.
Бом: Важно это различать. Обычно мы считаем, что творчество получает
выражение в форме или проявляется как структура.
Кришнамурти: Да, структура. Мы вышли за грань безумия, так что можем
продолжать! Не хотели бы вы сказать, что это движение, не связанное с
временем -- вечно новое?
Бом: Да. Вечно новое в том смысле, что творчество - это вечно новое.
Верно?
Кришнамурти: Творчество вечно ново. Это новое -- то, что художники
стараются раскрыть. По этой причине они тешат себя всякого рода абсурдными
вещами, но новое приходит в тот момент, когда ум абсолютно тих, и из этой
тишины возникает движение, которое всегда ново. В тот момент, когда это
движение получило выражение...
Бом: ... самое первое выражение в мысли?
Кришнамурти: В том-то и дело.
Бом: И это может быть чем-то полезным, но тогда мысль его фиксирует, и
оно становится преградой.
Кришнамурти: Мне сказал однажды индийский ученый, что прежде, чем люди
начинали лепить голову божества или что бы то ни было, они должны были
погружаться в глубокую медитацию. В нужный момент они брали молоток и резец.
Бом: Тогда это приходит из пустоты. Видите ли, тут есть еще другой
момент. Австралийские аборигены чертили фигу-ры на песке, чтобы они не были
постоянными.
Кришнамурти: Это правильно.
Бом: Может быть с этой же точки зрения следовало бы рассматривать и
мысль. Видите