в привы-чке говорить, что пустота очень
хороша. Следовательно, мысль говорит: 'Я буду стараться создавать пустоту'.
Кришнамурти: Конечно.
Бом: Мысль старается быть полезной!
Кришнамурти: Все это мы поняли. Мы повяли природу мысли и ее движение,
время, - поняли все. Но я хочу выяснить, существует ли эта пустота внутри
самого ума или вне его.
Бом: Что вы понимаете под умом?
Кришнамурти: Ум как целое - эмоции, мысль, сознание, мозг - все, что
включает в себя ум.
Бом: Слово 'ум' (mind) употребляется во многих значе-ниях. Сейчас в
понятие ума вы включаете мысль, чувство, желание и волю - весь материальный
процесс.
Кришнамурти: Да, материальный процесс как целое.
Бом: Который люди назвали нематериальным!
Кришнамурти; Именно так. Но ум - это полностью материальный процесс.
Бом: Который происходит в мозгу и нервной системе.
Кришнамурти: Во всей структуре. Можно ожидать, что эта
материалистическая реакция когда-нибудь окончится. И мой следующий вопрос:
где находится эта пустота - внутри или вовне? (Вовне в том смысле, что она
может быть где-то еще).
Бом: А где могла бы она быть?
Кришнамурти: Я не считаю, что она могла бы быть где-то еще, но просто
ставлю такой вопрос...
Бом: Что же, любой такой процесс - это материальный процесс.
Кришнамурти: Он происходит в самом уме, не вне его. Согласны?
Бом: Да.
Кришнамурти: Каков тогда следующий шаг? Представ-ляет ли собой эта
пустота ничто? Не-вещь?
Бом: Не вещь, которая, как мы полагаем, имеет какую-то форму,
структуру, стабильность.
Кришнамурти: Да, имеет форму, структуру, реакцию, стабильность, объем.
Тогда что же это? Является ли это абсолютной энергией?
Бом: Да, это движение энергии.
Кришнамурти: Движение энергии. Это движение - не реакция.
Бом: Это не движение вещей, реагирующих одна на Другую. Мир можно
рассматривать как совокупность какого-то количества вещей, которые реагируют
друг на друга, что составляет единый процесс. Но движение, о котором мы
говорим - движение особого рода.
Кришнамурти: Совершенно особое.
Бом: В этой пустоте не существует ничего вещественно-го.
Кришнамурти: Ничего вещественного в ней нет, следова-тельно, нет и
времени. Возможно ли это? Или мы просто тешим воображение каким-то
романтическим, многообещаю-щим и приятным ощущением? Не думаю, что мы это
делаем, потому что мы уже исследовали все это, добираясь, шаг за шагом, до
самой сути. Так что мы не обманываем себя. И вот мы говорим, что пустота не
имеет центра, 'я', не имеет никаких реакций. В этой пустоте существует
движение энергии, которая вне времени.
Бом: Поскольку вы вводите существующую вне времени энергию, мы могли бы
повторить то, что уже сказали о времени и мысли: они - одно и то же.
Кришнамурти: Да, конечно.
Бом: Тогда вы говорили, что время может иметь место только в
материальном процессе?
Кришнамурти: Да, верно.
Бом: А вот, если мы имеем энергию, которая вне време-ни, но, несмотря
на это, движется...
Кришнамурти: Да, она не статична...
Бом: Тогда что представляет собой это движение?
Кришнамурти: Что означает движение отсюда сюда?
Бом: Это одна форма.
Кришнамурти: Одна форма. Или движение от вчера к сегодня, от сегодня к
завтра.
Бом: Существуют различные виды движения.
Кришнамурти: Так что же такое движение? Существует ли движение, которое
не есть движение? Существует ли такое движение, у которого нет начала и нет
конца? Движение, не похожее на мысль, у которой есть и начало и конец.
Бом: Кроме того вы могли бы сказать, что движение материи может иметь
начало и не иметь конца - реактивное движение. Вы не говорите о таком
движении?
Кришнамурти: Нет, об этом движении я не говорю. Мысль имеет начало, и
она имеет конец. Существует такое движение материи как реакция, и конец этой
реакции.
Бом: В мозгу.
Кришнамурти: Да. Но есть различные виды движения. Это все мы знаем. А
кто-то приходит и говорит, что существу-ет движение совершенно иного рода.
Но чтобы его понять, нам необходимо быть свободным от движения мысли, от
движения времени, ибо оно не является...
Бом: Ну вот, у нас есть два момента, характеризующих это движение. Оно
не имеет ни начала, ни конца, и оно не может быть определено как
последовательная