Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

в привы-чке говорить, что пустота очень

хороша. Следовательно, мысль говорит: 'Я буду стараться создавать пустоту'.

Кришнамурти: Конечно.

Бом: Мысль старается быть полезной!

Кришнамурти: Все это мы поняли. Мы повяли природу мысли и ее движение,

время, - поняли все. Но я хочу выяснить, существует ли эта пустота внутри

самого ума или вне его.

Бом: Что вы понимаете под умом?

Кришнамурти: Ум как целое - эмоции, мысль, сознание, мозг - все, что

включает в себя ум.

Бом: Слово 'ум' (mind) употребляется во многих значе-ниях. Сейчас в

понятие ума вы включаете мысль, чувство, желание и волю - весь материальный

процесс.

Кришнамурти: Да, материальный процесс как целое.

Бом: Который люди назвали нематериальным!

Кришнамурти; Именно так. Но ум - это полностью материальный процесс.

Бом: Который происходит в мозгу и нервной системе.

Кришнамурти: Во всей структуре. Можно ожидать, что эта

материалистическая реакция когда-нибудь окончится. И мой следующий вопрос:

где находится эта пустота - внутри или вовне? (Вовне в том смысле, что она

может быть где-то еще).

Бом: А где могла бы она быть?

Кришнамурти: Я не считаю, что она могла бы быть где-то еще, но просто

ставлю такой вопрос...

Бом: Что же, любой такой процесс - это материальный процесс.

Кришнамурти: Он происходит в самом уме, не вне его. Согласны?

Бом: Да.

Кришнамурти: Каков тогда следующий шаг? Представ-ляет ли собой эта

пустота ничто? Не-вещь?

Бом: Не вещь, которая, как мы полагаем, имеет какую-то форму,

структуру, стабильность.

Кришнамурти: Да, имеет форму, структуру, реакцию, стабильность, объем.

Тогда что же это? Является ли это абсолютной энергией?

Бом: Да, это движение энергии.

Кришнамурти: Движение энергии. Это движение - не реакция.

Бом: Это не движение вещей, реагирующих одна на Другую. Мир можно

рассматривать как совокупность какого-то количества вещей, которые реагируют

друг на друга, что составляет единый процесс. Но движение, о котором мы

говорим - движение особого рода.

Кришнамурти: Совершенно особое.

Бом: В этой пустоте не существует ничего вещественно-го.

Кришнамурти: Ничего вещественного в ней нет, следова-тельно, нет и

времени. Возможно ли это? Или мы просто тешим воображение каким-то

романтическим, многообещаю-щим и приятным ощущением? Не думаю, что мы это

делаем, потому что мы уже исследовали все это, добираясь, шаг за шагом, до

самой сути. Так что мы не обманываем себя. И вот мы говорим, что пустота не

имеет центра, 'я', не имеет никаких реакций. В этой пустоте существует

движение энергии, которая вне времени.

Бом: Поскольку вы вводите существующую вне времени энергию, мы могли бы

повторить то, что уже сказали о времени и мысли: они - одно и то же.

Кришнамурти: Да, конечно.

Бом: Тогда вы говорили, что время может иметь место только в

материальном процессе?

Кришнамурти: Да, верно.

Бом: А вот, если мы имеем энергию, которая вне време-ни, но, несмотря

на это, движется...

Кришнамурти: Да, она не статична...

Бом: Тогда что представляет собой это движение?

Кришнамурти: Что означает движение отсюда сюда?

Бом: Это одна форма.

Кришнамурти: Одна форма. Или движение от вчера к сегодня, от сегодня к

завтра.

Бом: Существуют различные виды движения.

Кришнамурти: Так что же такое движение? Существует ли движение, которое

не есть движение? Существует ли такое движение, у которого нет начала и нет

конца? Движение, не похожее на мысль, у которой есть и начало и конец.

Бом: Кроме того вы могли бы сказать, что движение материи может иметь

начало и не иметь конца - реактивное движение. Вы не говорите о таком

движении?

Кришнамурти: Нет, об этом движении я не говорю. Мысль имеет начало, и

она имеет конец. Существует такое движение материи как реакция, и конец этой

реакции.

Бом: В мозгу.

Кришнамурти: Да. Но есть различные виды движения. Это все мы знаем. А

кто-то приходит и говорит, что существу-ет движение совершенно иного рода.

Но чтобы его понять, нам необходимо быть свободным от движения мысли, от

движения времени, ибо оно не является...

Бом: Ну вот, у нас есть два момента, характеризующих это движение. Оно

не имеет ни начала, ни конца, и оно не может быть определено как

последовательная