Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

какое значение имеет спокойствие мозга,

когда мозг вне движения. Человек шел путем становления, пока он не прозрел,

не испытал этого ощущения пустоты, тишины и энергии; он отказался тогда

почти от всего и вернулся к исходной точке, к первооснове. Какое воздействие

оказывает теперь это прозрение на его повседневную жизнь? Каково его

отношение с обществом? Как относится он к войне, как воспринимает он весь

этот мир, который фактически живет и борется во тьме? Каково его действие? Я

сказал бы, как согласились мы на днях, что его действие - не-движение.

Бом: Да. Мы говорили, что первооснова - это движение без разделения.

Кришнамурти: Без разделения. Совершенно верно.

Бом: Представляется в каком-то смысле нелогичным употреблять выражение

'не-движение', в то время как вы утверждаете, что первооснова есть движение.

Кришнамурти: Да, первооснова есть движение. Могли бы вы сказать, что

обычный, образованный, критически мыслящий человек, со всей его неразумной,

сеящей раздор деятельностью, пребывает в постоянном движении?

Бом: Конечно, это своего рода движение.

Кришнамурти: Движение во времени.

Бом: Да.

Кришнамурти: Движение становления. Но мы с вами говорили о человеке,

который протоптал тропу (если я могу воспользоваться таким выражением) и

пришел к исходной точке. Каково теперь его действие? Мы употребили слово

'не-действие', 'не-движение'. Что это означает?

Бом: Это, как мы сказали, означает не принимать участия в процессе

становления.

Кришнамурти: Разумеется, это очевидно. Если человек не принимает

участия в этом процессе, то какова его роль? Не выражается ли она в полном

не-действии?

Бом: Неясно, почему вы решили называть это не-действием. Мы могли бы

считать это действием нового типа, не являющимся частью процесса

становления.

Кришнамурти: Это не становление.

Бом: Но оно все же могло бы быть действием.

Кришнамурти: Этот человек по-прежнему должен жить в нашем мире.

Бом: В каком-то смысле все, что бы вы ни делали, есть действие, но его

действие совершенно особое, оно не стремит-ся к иллюзорному процессу

становления, не включается в него. Действие этого человека могло бы

относиться к тому, что лежит в основе такого иллюзорного процесса. Это мог

бы быть, пожалуй,неверный поворот, который постоянно возникает из

первоосновы. Так ведь?

Кришнамурти: Да, конечно. Видите ли, различные рели-гии описывают

человека, который был спасен, который был просветлен, который достиг того

или этого. Они его описыва-ют очень подробно, в особенности это относится к

религиоз-ным книгам индусов, которые в деталях описывают его жизнь: как он

ходил, как он глядел, как говорил. Я думаю, это просто поэтическое

восприятие, которое...

Бом: Вы считаете, что это плод воображения?

Кришнамурти: Я думаю, многое тут идет от воображе-ния. Но люди, с

которыми я об этом говорил, не считают это воображением. Тот, кто описывал,

точно это знал.

Бом: Ну, как мог он знать? Неясно.

Кришнамурти: Что же это за человек? Как он живет в этом мире? Это очень

интересный вопрос, если глубоко в него вникнуть. Существует состояние

не-движения, состояние, в которое вы входите.

Бом: Не совсем ясно, что вы имеете в виду под не-движением.

Кришнамурти: Образ этого человека опоэтизирован, но я стараюсь не

фиксировать на этом внимание. Он может быть верен и в поэтической трактовке.

Такой человек подобен одинокому дереву на широком лугу. Нет никакого

другого, стоит только это дерево, и какое бы название мы ему ни давали, оно

здесь стоит.

Бом: Но почему вы говорите 'не-движение'?

Кришнамурти: Это не-движение.

Бом: Дерево, конечно, стоит.

Кришнамурти: Дерево живое, оно в движении. Я не это имею в виду.

Бом: Дерево в каком-то смысле движется, но по отноше-нию к лугу оно

стоит. Это то представление, которое мы получаем.

Кришнамурти: Видите ли, оно складывается у вас пото-му, что вы

движетесь от начала к концу. А тут вы уже в конце, в движении совершенно

иного рода, которое вне времени и всего прочего. Вы в этом движении. Я

прихожу к вам и спрашиваю, 'Каково это состояние ума? Каково состояние

вашего ума, который двигался по тропе и остановился, то есть полностью вышел

из тьмы?'

Бом: Когда вы говорите, что это не-движение,