какое значение имеет спокойствие мозга,
когда мозг вне движения. Человек шел путем становления, пока он не прозрел,
не испытал этого ощущения пустоты, тишины и энергии; он отказался тогда
почти от всего и вернулся к исходной точке, к первооснове. Какое воздействие
оказывает теперь это прозрение на его повседневную жизнь? Каково его
отношение с обществом? Как относится он к войне, как воспринимает он весь
этот мир, который фактически живет и борется во тьме? Каково его действие? Я
сказал бы, как согласились мы на днях, что его действие - не-движение.
Бом: Да. Мы говорили, что первооснова - это движение без разделения.
Кришнамурти: Без разделения. Совершенно верно.
Бом: Представляется в каком-то смысле нелогичным употреблять выражение
'не-движение', в то время как вы утверждаете, что первооснова есть движение.
Кришнамурти: Да, первооснова есть движение. Могли бы вы сказать, что
обычный, образованный, критически мыслящий человек, со всей его неразумной,
сеящей раздор деятельностью, пребывает в постоянном движении?
Бом: Конечно, это своего рода движение.
Кришнамурти: Движение во времени.
Бом: Да.
Кришнамурти: Движение становления. Но мы с вами говорили о человеке,
который протоптал тропу (если я могу воспользоваться таким выражением) и
пришел к исходной точке. Каково теперь его действие? Мы употребили слово
'не-действие', 'не-движение'. Что это означает?
Бом: Это, как мы сказали, означает не принимать участия в процессе
становления.
Кришнамурти: Разумеется, это очевидно. Если человек не принимает
участия в этом процессе, то какова его роль? Не выражается ли она в полном
не-действии?
Бом: Неясно, почему вы решили называть это не-действием. Мы могли бы
считать это действием нового типа, не являющимся частью процесса
становления.
Кришнамурти: Это не становление.
Бом: Но оно все же могло бы быть действием.
Кришнамурти: Этот человек по-прежнему должен жить в нашем мире.
Бом: В каком-то смысле все, что бы вы ни делали, есть действие, но его
действие совершенно особое, оно не стремит-ся к иллюзорному процессу
становления, не включается в него. Действие этого человека могло бы
относиться к тому, что лежит в основе такого иллюзорного процесса. Это мог
бы быть, пожалуй,неверный поворот, который постоянно возникает из
первоосновы. Так ведь?
Кришнамурти: Да, конечно. Видите ли, различные рели-гии описывают
человека, который был спасен, который был просветлен, который достиг того
или этого. Они его описыва-ют очень подробно, в особенности это относится к
религиоз-ным книгам индусов, которые в деталях описывают его жизнь: как он
ходил, как он глядел, как говорил. Я думаю, это просто поэтическое
восприятие, которое...
Бом: Вы считаете, что это плод воображения?
Кришнамурти: Я думаю, многое тут идет от воображе-ния. Но люди, с
которыми я об этом говорил, не считают это воображением. Тот, кто описывал,
точно это знал.
Бом: Ну, как мог он знать? Неясно.
Кришнамурти: Что же это за человек? Как он живет в этом мире? Это очень
интересный вопрос, если глубоко в него вникнуть. Существует состояние
не-движения, состояние, в которое вы входите.
Бом: Не совсем ясно, что вы имеете в виду под не-движением.
Кришнамурти: Образ этого человека опоэтизирован, но я стараюсь не
фиксировать на этом внимание. Он может быть верен и в поэтической трактовке.
Такой человек подобен одинокому дереву на широком лугу. Нет никакого
другого, стоит только это дерево, и какое бы название мы ему ни давали, оно
здесь стоит.
Бом: Но почему вы говорите 'не-движение'?
Кришнамурти: Это не-движение.
Бом: Дерево, конечно, стоит.
Кришнамурти: Дерево живое, оно в движении. Я не это имею в виду.
Бом: Дерево в каком-то смысле движется, но по отноше-нию к лугу оно
стоит. Это то представление, которое мы получаем.
Кришнамурти: Видите ли, оно складывается у вас пото-му, что вы
движетесь от начала к концу. А тут вы уже в конце, в движении совершенно
иного рода, которое вне времени и всего прочего. Вы в этом движении. Я
прихожу к вам и спрашиваю, 'Каково это состояние ума? Каково состояние
вашего ума, который двигался по тропе и остановился, то есть полностью вышел
из тьмы?'
Бом: Когда вы говорите, что это не-движение,