вышли за его пределы; не будем к нему
возвращаться. Не существует психологического времени, нет никакого движения
мысли. Не является ли эта пустота началом всякого движения?
Бом: Прекрасно, не хотели бы вы сказать, что эта пустота есть
первооснова?
Кришнамурти: Об этом я и спрашиваю. Давайте, не торопясь, это
рассмотрим.
Бом: Мы раньше уже говорили, что существует пустота, а за нею -
первооснова.
Кришнамурти: Помню, помню. Давайте наше обсужде-ние продолжим.
18 сентября, 1980,
Броквуд Парк, Хэмпшир.
Ум в универсуме
Кришнамурти: Мы говорили на днях об уме, полностью свободном от всякого
движения, от всех проблем, от всех вещей, которыми его наполнила мысль,
свободном от про-шлого и будущего и т.д. Но прежде, чем углубиться в этот
предмет, я хотел бы посмотреть, как выглядит человеческое бытие с позиций
материалистического подхода и материалис-тических ценностей и задать вопрос:
какова природа матери-ализма?
Бом: Итак, прежде всего материализм - это наименова-ние определенной
философской...
Кришнамурти: Я не это имею в виду. Я хотел бы исследовать сам предмет.
Бом: Материя есть все, что существует, - это вы знаете.
Книшнамурти: То есть природа и все человеческие существа
взаимодействуют физически. Это взаимодействие поддерживается мыслью, а мысль
есть материальный про-цесс. Так взаимодействие в природе получает
материалисти-ческую трактовку.
Бом: Я думаю, что слово 'материалистический' не совсем верно. Это ответ
материи.
Кришнамурти: Ответ материи - давайте выразим это таким образом, так
лучше. Мы говорили о пустоте в уме, и пришли к тому моменту, когда стена
была разрушена. Эта пустота и то, что находится за нею или проходит сквозь
нее - особый вопрос, и мы к нему еще придем, но прежде я хочу выяснить:
всякое ли взаимодействие материально?
Бом: Материя в движении. Можно было бы сказать, что существует
подтверждение этому, что наука открыла огром-ное число взаимодействий,
реакций в нервной системе.
Кришнамурти: Можно ли сказать, что материя в движе-ние - это те
реакции, которые имеют место во всей органичес-кой материи?
Бом: Да, вся материя, как мы знаем, подчинена закону действия и
противодействия. Всякому действию есть соответ-ствующее противодействие.
Кришнамурти: Таким образом, действие и противодейст-вие, реакция - это
тот материальный процесс, который есть мысль. И наша задача состоит в том,
чтобы выйти за ее пределы.
Бом: Но прежде нам надо признать, что для некоторых людей выход за
пределы мысли не имел бы никакого значе-ния. И это было бы философией
материализма.
Кришнамурти: Но если человек живет только в этой сфере, то такая жизнь
очень и очень поверхностна. Верно? Такая жизнь действительно не имеет
значения.
Бом: Можно было бы, пожалуй, обратить внимание на тот факт, что люди не
сводят свое представление о материи только к действию и реакции, но включают
в него и импульс к творчеству. Понимаете, материя должна творить новые
формы.
Кришнамурти: Но это все в той же сфере.
Бом: Да. Давайте попробуем это пояснить. Мы уже видели, что существуют
очень тонкие формы материализма, которые, наверно, было бы нелегко
критиковать.
Кришнамурти: Давайте попробуем. Не хотели бы вы обсудить вопрос о том,
что мысль представляет собой матери-альный процесс?
Бом: Да, согласен. Некоторые люди могли бы согласить-ся с тем, что это
и материальный и в какой-то степени нематериальный процесс.
Кришнамурти: Понимаю. Это я обсуждал, и это не так. Всякое движение
мысли есть материальный процесс.
Бом: Как нам сказать об этом просто, чтобы стало понятно? Мы должны
повернуть наше обсуждение таким образом, чтобы дело не сводилось к
авторитету. Исходя из наблюдения, можно себе представить, что мысль -- это
мате-риальный процесс. Так вот, как вы собираетесь это рассмат-ривать?
Кришнамурти: Как можно было бы осознать, что мысль есть материальный
процесс? Я думаю, это достаточно ясно. Существует какое-то переживание,
какое-то событие, кото-рое описано, и это становится знанием. А из знания
возникает мысль и происходит действие.
Бом: Да. Так мысль для нас становится тем переживани-ем или событием.
Происходит это по-прежнему от обуслов-ленности.