в чем суть, в чем значение 'ото-ждествления ' ?
Бом: Все в том же.
Кришнамурти: Все в том же. Это же верно! Не существует под солнцем
ничего нового.
Бом: Вы говорите, что 'я' всегда одно и то же. Оно всегда стремится
быть тем же в самой основе, если не в деталях.
Кришнамурти: Да, конечно.
Бом: Я думаю, это то, что в знании является неверным. Оно всегда
пытается включиться во все, что неизменно, и как вы знаете, там застревает.
Само знание, я полагаю, даже независимо от нас, стремится найти нечто
постоянное и совершенное. Оно подобно тому, что разрастается внутри клеток.
Кришнамурти: И тут возникает вопрос, возможно ли при этом быть
предельно внимательным? Я употребляю слово 'diligence' (прилежание, усердие)
в смысле не допускать ошибок, быть точным.
Бом: Оно действительно означает, прилагать все усилия.
Кришнамурти: Разумеется. Прилагать все усилия, де-лать максимум
возможного. Должен быть какой-то другой путь в обход всей этой
интеллектуальной деятельности. Мы уже много в этом упражнялись, и вся эта
мощь интеллекта привела нас к глухой стене. Я подхожу с любой стороны, но, в
конечном счете, передо мной стена, которая представляет собой 'меня', с моим
знанием, с моими предрассудками и всем прочим. И 'я' тогда говорит: 'Я
должен с этим что-то сделать'. Итак, по-прежнему -- 'я'.
Бом: 'Я' всегда желает быть постоянным, но в то же время оно старается
себя изменять.
Кришнамурти: Чтобы облачать себя в разные одежды. Оно всегда одно и то
же. Так что ум, который функционирует с 'я' - это всегда тот же самый ум. Ты
видишь, Господи, мы возвратились!
Мы испробовали все - голодание, все виды дисциплины, - чтобы отказаться
от 'я', со всем его знанием и иллюзиями. Человек старается отождествить себя
с чем-то еще, что оказывается тем же самым. Тогда возвращается он к
фунда-ментальному вопросу: что делать, чтобы глухая стена пол-ностью
исчезла? Я думаю, это возможно только тогда, когда человек, который себя
заблокировал, сможет отнестись с полным вниманием к тому, что говорит
свободный человек. Не существует другого средства разрушить эту стену -- ни
интеллект, ни эмоции, ни что угодно еще. Когда кто-то, кто находится за этой
стеной, кто сокрушил ее, говорит: 'Слу-шай, ради Бога, слушай', а я внимаю
ему своим пустым умом, тогда все в порядке. Вы понимаете, о чем я говорю? Я
не вижу смысла в том, чтобы надеяться, что что-то может случиться, что-то
может вернуться, или быть делом будуще-го. Ум пустой - следовательно,
слушающий ум. И дело завершено.
Для ученого, который хочет открыть что-то новое, важно иметь
определенную пустоту, из которой придет другое восприятие.
Бом: Да, но поскольку исследуемый вопрос ограничен, ум мог бы быть
пустым лишь в той части, которая соответ-ствует специфике вопроса, позволяя
делать открытия путем интуитивного прозрения, охватывающего данную сферу. Но
знание в этой специфической области у нас не вызывает сомнений. Мы ставим
под сомнение знание вообще.
Кришнамурти: Если в это углубиться - тут что-то совершенно
необыкновенное.
Бом: А вы говорили, что конец знания - это Веданта.
Кришнамурти: Это и есть истинный ответ.
Бом: В большинстве своем люди считают, что они долж-ны хранить знания в
одной области, чтобы быть способными ставить под вопрос знание в другой.
Людям стоило бы себя спросить, с каким знанием они могут поставить под
вопрос знание в целом?
Кришнамурти: Да. С каким знанием я могу поставить под сомнение
собственное знание? Именно так.
Бом: В некотором смысле такое знание мы имеем, ибо мы поняли, что вся
эта структура психологического знания лишена смысла, она противоречива и
вообще не имеет значе-ния.
Кришнамурти: Не происходит ли от этой пустоты, о которой мы говорили,
некая основа или источник, из которо-го берут начало все вещи? Материя,
человеческие существа, их способности, их глупость - не отсюда ли берет
начало все движение в целом?
Бом: Мы могли бы это рассмотреть. Но давайте попробу-ем это немного
прояснить. Мы имеем эту пустоту.
Кришнамурти: Да, пустоту, в которой нет движения мысли как
психологического знания. А следовательно, нет и психологического времени.
Бом: Хотя мы все еще имеем время по часам...
Кришнамурти: Да, но мы