на удовольствие? Вы не
обещаете никакого удовольствия, никакого удовлетворения. Вы гово-рите: 'Это
именно так, бери'. Но мой ум до такой степени настроен на удовольствие, что
не хочет слушать ни о чем, что не доставляет ему полного удовлетворения или
удовольствия.
Я понял и это. Я понял опасность, которая заключена в искании
удовлетворения и удовольствия и их тоже отбросил. Нет больше ни
удовольствия, ни награды, ни наказания. В слушании теперь одно лишь чистое
наблюдение.
Тут мы подошли к вопросу: является ли чистое наблю-дение, которое
фактически есть слушание, любовью? Я думаю, да.
И снова, когда вы утверждаете это, мой ум говорит:
'Предоставь это мне. Скажи мне, что делать'. Но если я прошу вас
сказать мне, что делать, я сразу же возвращаюсь в поле знания. Это
происходит мгновенно. И вот я отказыва-юсь от того, чтобы спрашивать у вас,
что мне делать. И что тогда? Вы упомянули о восприятии без всякого мотива и
направленности. Чистое восприятие есть любовь, разум-ность. Это не три
отдельных понятия. Все они - одно. Вы излагали мне все очень подробно, шаг
за шагом, и я, наконец, это почувствовал. Но это чувство так быстро
исчезает. И я спрашиваю: 'Как мне его вернуть?' И воспоминание, которое есть
знание, снова меня блокирует.
Бом: То, что вы говорите, происходит всякий раз, когда возникает
общение: знание начинает себя проявлять во множестве различных форм.
Кришнамурти: Так что вы видите, насколько трудно быть свободным от
знания.
Бом: Могли бы мы спросить, почему знание не ждет того момента, когда
оно понадобится?
Кришнамурти: Это означает психологически быть сво-бодным от знания и
обращаться к нему лишь тогда, когда нужно, и действовать, исходя из свободы,
а не из знания.
Бом: Но знание приходит, чтобы обеспечить ваше дейст-вие информацией,
хотя при этом оно и не является источни-ком.
Кришнамурти: Это и есть свобода от знания. А быть свободным означает,
что человек в своем общении исходит из свободы, а не из знания. Иначе
говоря, общение происходит из пустоты. Когда мы пользуемся словами, они -
результат знания, но приходят они из состояния полной свободы. Итак,
предположим, что я, обыкновенный человек, пришел к состоянию, в котором есть
свобода, и из нее происходит общение. Вот вы, будучи известным ученым,
общаетесь со мной без какого-либо барьера. Вы следите за моей мыслью?
Бом: Безусловно. Свобода от знания существует тогда, когда знание
рассматривается как информация. Но обычно его принято считать чем-то
большим, чем просто информа-ция, и само знание тогда не видит, что оно
несвободно.
Кришнамурти: Оно никогда не бывает свободным. И если я стремлюсь понять
себя, то я должен быть свободным, чтобы видеть.
Как вы будете общаться со мной, пришедшим к тому состоянию, в котором я
горю желанием воспринять все, что вы говорите, с такой полнотой, что
психологическое знание прекратилось? Или же я себя обманываю в отношении
этого состояния?
Бом: Тут есть такой момент: знание постоянно себя обманывает.
Кришнамурти: Стало быть, мой ум всегда себя обманы-вает? Что же тогда
мне делать? Давайте к этому вернемся.
Бом: И снова, я думаю, ответ в том, чтобы слушать.
Кришнамурти: Почему мы не слушаем? Почему мы не схватываем суть
мгновенно? Тут можно привести массу несущественных причин - пожилой возраст,
обусловлен-ность, лень и пр.
Бом: Но можно ли назвать основную причину?
Кришнамурти: Думаю, она состоит в том, что знание, которое есть 'я',
обладает огромной силой как идея.
Бом: Да, в этом я вижу причину того, что идея имеет такой большой смысл
и значение. Возьмем, к примеру, идею Бога; она приобрела страшную силу.
Кришнамурти: Или же я держусь идеи, что я британец или француз, и она
дает мне огромную энергию.
Бом: А это создает такое физическое состояние, что тело воспринимается
как самая сущность 'я'. Теперь человек уже не переживает это просто как
знание...
Кришнамурти: Конечно, но не попали ли мы в замкну-тый круг? Похоже на
то.Бом: Что же, мне было интересно узнать, что можно сказать о той
неодолимой силе, которая будто бы заключена в знании...
Кришнамурти: ... и в отождествлении.
Бом: Тут, кажется, есть нечто такое, во что стоило бы вникнуть.
Кришнамурти: Итак,