ни были разумны,
эрудированы в философском и религиозном отношении, неизменно погрязают в
рутине, оказываются в плену стереотипа искания.
Дэвид Бом: Что же, я думаю, рутина - это нечто присущее природе
накопленного знания.
Кришнамурти: Вы считаете, что знание должно неиз-менно порождать
рутину?
Бом: Не могу сказать, что это неизбежно, но развитие человечества,
кажется, пошло как раз по такому пути; если мы обратимся к психологическому
знанию, так сказать...
Кришнамурти: Мы говорим именно об этом. Но почему ум не сознает, не
видит опасности в механическом повторе-нии и в том, что оно не содержит в
себе ничего нового? Вы видите, как мы снова и снова устремляемся по
проторен-ной колее?
Бом: Мне кажется, что эту рутину или накопленное знание принято считать
чем-то гораздо более значимым, чем это есть на самом деле. Если мы говорим,
что имеем знание о каком-либо предмете, например, о микрофоне, то оно имеет
несколько ограниченное значение. Но знание о нации, к которой вы
принадлежите, представляется чрезвычайно важ-ным.
Кришнамурти: Конечно. И это значение, которое припи-сывается знанию, -
не является ли оно причиной ограничен-ности ума?
Бом: Потому что такое знание, которое считается чрез-вычайно ценным,
превыше всех прочих ценностей, заставля-ет ум крепко его придерживаться. Оно
кажется самым важным на свете.
Кришнамурти: В Индии существует философия, - вы, конечно, знаете, это
Веданта, -- которая утверждает, что знание должно прийти к концу. Но,
по-видимому, очень, очень немногие люди преодолели знание и говорят из
свобо-ды.
Бом: Видите ли, вообще знание представляется чрезвы-чайно важным, даже
если кто-то говорит, что с ним следовало бы покончить...
Кришнамурти: Вы решили, что я такой глупый, что не отличаю
психологическое знание, которое имеет очень малое значение, от знания как
такового, и мой ум ополчается вообще на всякое знание?
Бом: Я совсем не имел в виду, что человек такой глупый, я имел в виду
знание, которое отупляет мозг .
Кришнамурти: Отупляет, согласен. Но мозг, кажется, не освобождается от
знания.
Бом: Он уже так отупел, что не может понять, что он делает.
Кришнамурти: Итак, что ему нужно делать? Я много лет наблюдал людей,
пытавшихся освободиться от определенных проблем. Это сущность ума, вы
понимаете? Это психологичес-кое накопление, которое становится
психологическим знани-ем. Так ум разделяется, и многое происходит как вне,
так и внутри его. Но все же ум отказывается освобождаться.
Бом: Да.
Кришнамурти: Почему? Не потому ли, что в этом состо-янии есть
безопасность, что ум чувствует защищенность?
Бом: Знание - часть его, но, я думаю, оно каким-то образом приобрело
значение абсолютного знания вместо того, чтобы быть относительным.
Кришнамурти: Все это я понимаю, но вы не отвечаете на мой вопрос. Я --
обыкновенный человек, я представляю себе ограниченное значение различных
уровней знания, но глубо-ко внутри это накопленное знание действует очень
разруши-тельно.
Бом: Это знание вводит ум в заблуждение, и человек уже нормально не
сознает, что оно разрушительно. Когда начина-ется процесс разрушения, ум не
в состоянии это увидеть, он отбрасывает сомнения. Существует потрясающий
механизм самообмана или бегства от видения проблемы в целом.
Кришнамурти: Почему?
Бом: Потому что ум опасается, что на карту может быть поставлено нечто
необычайно ценное.
Кришнамурти: Почему же человек, удивительно разум-ный, способный или
искусный в других отношениях, здесь, где самый корень всех его бед, не может
уразуметь, что происходит? Что мешает уму это сделать?
Бом: Как только знание приобретает важное значение, сразу же начинает
действовать механический процесс сопро-тивления разумности.
Кришнамурти: Так что же мне делать? Я понимаю, что должен освободиться
от накопленного психологического зна-ния, что оно разделяет, является
разрушительным и малоз-начимым, но не могу. Не происходит ли это из-за
недостатка энергии?
Бом: Это не основная причина, хотя в этом процессе энергия
рассеивается.
Кришнамурти: Когда энергия в большом количестве рассеивается, у меня ее
не хватает, чтобы справиться с моей задачей, не так ли?
Бом: Энергия быстро возвратилась бы, если мы смогли