видят только это, и тогда кажется, что универ-сум
детерминирован прошлым.
Кришнамурти: Нет, он не обусловлен прошлым. Он созидающий, подвижный.
Бом: И тогда это его движение есть порядок .
Кришнамурти: Могли бы вы как ученый согласиться с этим?
Бом: Что же, коли на то пошло, мог бы!
Кришнамурти: Не сошли ли мы оба с ума? Давайте поставим вопрос иначе:
есть ли реальная возможность для времени окончиться - имеется в виду вся
идея времени как прошлого -- окончиться хронологически, так, чтобы вообще не
существовало никакого завтра? Психологически есть ощу-щение действительной
реальности, без завтра. Я считаю, что это самый здоровый образ жизни,
который, однако, не означает, что я становлюсь безответственным! Это было бы
слишком несерьезно.
Бом: Это просто вопрос физического времени, которое представляет собой
часть естественного порядка.
Кришнамурти: Конечно, это ясно.
Бом: Вопрос в том, имеем ли мы ощущение переживания прошлого и будущего
или мы свободны от этого ощущения.
Кришнамурти: Я спрашиваю вас как ученого: основан ли универсум на
времени?
Бом: Я мог бы сказать - нет, но общепринятый обычай...
Кришнамурти: Это все, чего я хотел. Вы сказали - нет! А может быть,
мозг, который эволюционировал во време-ни...?
Бом: Вот только эволюционировал ли он во времени? Скорее, он оказался
вовлеченным в процесс времени. Потому что мозг есть часть универсума,
который, как мы говорим, не основан на времени.
Кришнамурти: Согласен.
Бом: Мысль впутала мозг во время.
Кришнамурти: Хорошо. А может ли он быть распу-тан, освобожден, так как
универсум есть разум? Вы соглас-ны? Если универсум не от времени, то может
ли ум, который оказался впутанным во время, сам себя распу-тать, чтобы быть
универсумом? Вы следите за тем, что я пытаюсь сказать?
Бом: Да.
Кришнамурти: Это есть порядок.
Бом: Это порядок. А могли бы вы сказать, что это -- медитация?
Кришнамурти: Да, это так. Я мог бы назвать это меди-тацией не в
общепринятом, словарном значении, как раз-мышление, обдумывание, взвешивание
и т.п., но определить это как состояние медитации, в котором не содержится
ни одной - частицы прошлого.
Бом: Вы говорите, что ум сам выпутывает себя из времени, и реально
также высвобождает от времени мозг?
Кришнамурти: Верно. Могли бы вы согласиться с этим?
Бом: Да.
Кришнамурти: Теоретически?
Бом: Да, в качестве гипотезы.
Кришнамурти: Нет, как гипотеза это меня не устраива-ет.
Бом: А что понимаете вы под теорией?
Кришнамурти: Теория - это когда кто-то приходит и заявляет, что это
есть истинная медитация.
Бом: Отлично.
Кришнамурти: Погодите. Кто-то говорит, что он может жить таким образом;
жизнь при этом необыкновенно значи-ма, полна сострадания и т.д., и каждое
действие в физическом мире может быть немедленно откорректировано и т.п.
Могли бы вы, как ученый, согласиться с таким положением, или же вы скажете,
что человек, который это утверждает, не в своем уме?
Бом: Нет, я не мог бы так сказать. Я чувствую, что это вполне возможно;
это полностью соответствует всему тому, что мне известно о природе.
Кришнамурти: Прекрасно. Тогда он не какой-то неурав-новешенный чудак!
Выразить все это словами, конечно, не составит проблемы. Это понято. Но
может ли быть это передано другому? Итак, может ли кто-то из нас за это
взяться, чтобы мы могли об этом возвестить?
7 июня 1980,
Броквуд Парк, Хэмпшир
Конец психологического знания
Кришнамурти: Что заставляет ум постоянно следовать определенному
стереотипу, постоянно искать? Когда он осво-бождается от одного стереотипа,
он сразу же принимает другой; и так он ведет себя все время. Можно
объяснять, почему он так действует - в целях ли защиты, достижения
безопасности, или от безразличия, из-за того, что стал доста-точно
бесчувственным и его не интересует собственное разви-тие и т.п. Но все же
очень важно глубоко исследовать, почему наш ум всегда действует в каком-то
направлении.
Мы сказали, что, пройдя сквозь все мучения, исследова-ния и озарения,
человек оказывается перед глухой стеной. А эта глухая стена может или
погубить или быть разрушена, если есть любовь и разумность. Прежде чем мы в
это углубимся, я хотел бы спросить, почему люди, как бы они