Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

видят только это, и тогда кажется, что универ-сум

детерминирован прошлым.

Кришнамурти: Нет, он не обусловлен прошлым. Он созидающий, подвижный.

Бом: И тогда это его движение есть порядок .

Кришнамурти: Могли бы вы как ученый согласиться с этим?

Бом: Что же, коли на то пошло, мог бы!

Кришнамурти: Не сошли ли мы оба с ума? Давайте поставим вопрос иначе:

есть ли реальная возможность для времени окончиться - имеется в виду вся

идея времени как прошлого -- окончиться хронологически, так, чтобы вообще не

существовало никакого завтра? Психологически есть ощу-щение действительной

реальности, без завтра. Я считаю, что это самый здоровый образ жизни,

который, однако, не означает, что я становлюсь безответственным! Это было бы

слишком несерьезно.

Бом: Это просто вопрос физического времени, которое представляет собой

часть естественного порядка.

Кришнамурти: Конечно, это ясно.

Бом: Вопрос в том, имеем ли мы ощущение переживания прошлого и будущего

или мы свободны от этого ощущения.

Кришнамурти: Я спрашиваю вас как ученого: основан ли универсум на

времени?

Бом: Я мог бы сказать - нет, но общепринятый обычай...

Кришнамурти: Это все, чего я хотел. Вы сказали - нет! А может быть,

мозг, который эволюционировал во време-ни...?

Бом: Вот только эволюционировал ли он во времени? Скорее, он оказался

вовлеченным в процесс времени. Потому что мозг есть часть универсума,

который, как мы говорим, не основан на времени.

Кришнамурти: Согласен.

Бом: Мысль впутала мозг во время.

Кришнамурти: Хорошо. А может ли он быть распу-тан, освобожден, так как

универсум есть разум? Вы соглас-ны? Если универсум не от времени, то может

ли ум, который оказался впутанным во время, сам себя распу-тать, чтобы быть

универсумом? Вы следите за тем, что я пытаюсь сказать?

Бом: Да.

Кришнамурти: Это есть порядок.

Бом: Это порядок. А могли бы вы сказать, что это -- медитация?

Кришнамурти: Да, это так. Я мог бы назвать это меди-тацией не в

общепринятом, словарном значении, как раз-мышление, обдумывание, взвешивание

и т.п., но определить это как состояние медитации, в котором не содержится

ни одной - частицы прошлого.

Бом: Вы говорите, что ум сам выпутывает себя из времени, и реально

также высвобождает от времени мозг?

Кришнамурти: Верно. Могли бы вы согласиться с этим?

Бом: Да.

Кришнамурти: Теоретически?

Бом: Да, в качестве гипотезы.

Кришнамурти: Нет, как гипотеза это меня не устраива-ет.

Бом: А что понимаете вы под теорией?

Кришнамурти: Теория - это когда кто-то приходит и заявляет, что это

есть истинная медитация.

Бом: Отлично.

Кришнамурти: Погодите. Кто-то говорит, что он может жить таким образом;

жизнь при этом необыкновенно значи-ма, полна сострадания и т.д., и каждое

действие в физическом мире может быть немедленно откорректировано и т.п.

Могли бы вы, как ученый, согласиться с таким положением, или же вы скажете,

что человек, который это утверждает, не в своем уме?

Бом: Нет, я не мог бы так сказать. Я чувствую, что это вполне возможно;

это полностью соответствует всему тому, что мне известно о природе.

Кришнамурти: Прекрасно. Тогда он не какой-то неурав-новешенный чудак!

Выразить все это словами, конечно, не составит проблемы. Это понято. Но

может ли быть это передано другому? Итак, может ли кто-то из нас за это

взяться, чтобы мы могли об этом возвестить?

7 июня 1980,

Броквуд Парк, Хэмпшир

Конец психологического знания

Кришнамурти: Что заставляет ум постоянно следовать определенному

стереотипу, постоянно искать? Когда он осво-бождается от одного стереотипа,

он сразу же принимает другой; и так он ведет себя все время. Можно

объяснять, почему он так действует - в целях ли защиты, достижения

безопасности, или от безразличия, из-за того, что стал доста-точно

бесчувственным и его не интересует собственное разви-тие и т.п. Но все же

очень важно глубоко исследовать, почему наш ум всегда действует в каком-то

направлении.

Мы сказали, что, пройдя сквозь все мучения, исследова-ния и озарения,

человек оказывается перед глухой стеной. А эта глухая стена может или

погубить или быть разрушена, если есть любовь и разумность. Прежде чем мы в

это углубимся, я хотел бы спросить, почему люди, как бы они