Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

то

является ли она выражением его порядка? Какой порядок могли бы мы разглядеть

в том, на что указывала бы космическая или универсальная медитация?

Кришнамурти: Солнечный восход и закат, все звезды, планеты составляют

порядок. Все это в целом представляет совершенный порядок.

Бом: Нам нужно связать это с медитацией. Согласно словарю, значение

медитации в том, чтобы отражать, обду-мывать, изменять нечто в уме,

проявлять пристальное внима-ние.

Кришнамурти: А также измерять, определять.

Бом: Это дальнейшее значение, но оно предполагает взвешивать,

обдумывать, размышлять; это 'мера' в смысле тщательного рассмотрения,

оценивания, сравнения, взвеши-вания.

Кришнамурти: Именно взвешивание. Рассматривать, обдумывать и т.д.

Бом: Взвешивать значимость чего-то. Так вот, это ли вы имеете в виду?

Кришнамурти: Нет.

Бом: Почему же тогда вы пользуетесь этим словом?

Нарайан: Мне сказали, что в английском языке слово 'contemplation'

(созерцание) имеет дополнительный оттенок значения, по сравнению со словом

'meditation' (медитация). Contemplation предполагает более глубокое

состояние ума.

Бом: В этом не мешает разобраться. Слово 'contemplate' действительно

происходит от слова 'temple' (храм).

Кришнамурти: Да, верно.

Бом: Его основное значение состоит в том, чтобы создать открытое

пространство.

Кришнамурти: Это то открытое пространство, которое существует между

Богом и мною?

Бом: Это тот образ, из которого возникает это слово.

Кришнамурти: Именно так.

Нарайан: Слово 'dhyans' (дхиана) на санскрите не имеет того же самого

смыслового значения, что и слово 'медита-ция'.

Кришнамурти: Да.

Нарайан: Потому что слово 'медитация' имеет такие дополнительные

смысловые оттенки, как 'измерение', и возможно, что 'измерение' косвенно

означает порядок.

Кришнамурти: Нет, я не хочу вводить слово 'порядок' - давайте пропустим

это слово. Мы исчерпали его значение, и оно избито до смерти!

Бом: Почему вы пользуетесь словом 'медитация'?

Кришнамурти: Не будем им пользоваться .

Бом: Давайте выясним, что вы действительно имеете в виду.

Кришнамурти: Не хотите ли вы сказать: состояние бесконечности,

состояние вне измерения?

Бом: Да.

Кришнамурти: Не существует никакого разделения. Вы видите, мы даем

множество описаний, но это не то .

Бом: Да, но имеет ли какой-то смысл разумное бытие, некоторым образом

сознающее себя?

Не это ли вы пытаетесь выразить? В другое время вы говорили, что ум

опустошает себя от содержания.

Кришнамурти: Что вы стремитесь прояснить?

Бом: Я спрашиваю, верно ли, что есть не только беско-нечность, если

предполагается нечто большее?

Кришнамурти: О, много большее.

Бом: Мы отметили, что содержание сознания есть про-шлое, которое

создает беспорядок. Тогда вы могли бы ска-зать, что это опустошение от

содержания в некотором смысле есть постоянное очищение от прошлого.

Согласились бы вы с этим?

Кришнамурти: Нет, нет.

Бом: Когда вы говорите, что ум опустошает себя от содержания...

Кришнамурти: Опустошил себя.

Бом: Согласен. Когда прошлое устранено, тогда, говори-те вы, существует

медитация.

Кришнамурти: Существует медитация; нет, созерца-ние...

Нарайан: Всего лишь начало.

Кришнамурти: Начало?

Нарайан: Опустошение от прошлого.

Кришнамурти: Это опустошение от прошлого, которым являются гнев,

ревность, верования, догмы, привязанности и т.д., должно быть сделано. Если

сознание не пусто, если какая-то часть прошлого существует, то это неизбежно

при-ведет к иллюзии. Мозг или ум должен быть полностью свободен от всякой

иллюзии, иллюзии, принесенной желани-ем, надеждой, требованием безопасности

и прочим.

Бом: Вы говорите, что когда мозг свободен, это открывает дверь к

чему-то более широкому, глубокому?

Кришнамурти: Да. Иначе жизнь не имела бы смысла; это было бы всего лишь

повторением модели.

Нарайан: Что именно вы имеете в виду, когда говорите, что универсум

представлен в медитации?

Кришнамурти: Да, я именно так это воспринимаю.

Бом: Можем ли мы прежде всего сказать, что универсум действительно не

обусловлен своим прошлым? Видите ли, универсум создает определенные формы,

которые относи-тельно постоянны, так что люди, которые воспринимают

поверхностно,