является ли она выражением его порядка? Какой порядок могли бы мы разглядеть
в том, на что указывала бы космическая или универсальная медитация?
Кришнамурти: Солнечный восход и закат, все звезды, планеты составляют
порядок. Все это в целом представляет совершенный порядок.
Бом: Нам нужно связать это с медитацией. Согласно словарю, значение
медитации в том, чтобы отражать, обду-мывать, изменять нечто в уме,
проявлять пристальное внима-ние.
Кришнамурти: А также измерять, определять.
Бом: Это дальнейшее значение, но оно предполагает взвешивать,
обдумывать, размышлять; это 'мера' в смысле тщательного рассмотрения,
оценивания, сравнения, взвеши-вания.
Кришнамурти: Именно взвешивание. Рассматривать, обдумывать и т.д.
Бом: Взвешивать значимость чего-то. Так вот, это ли вы имеете в виду?
Кришнамурти: Нет.
Бом: Почему же тогда вы пользуетесь этим словом?
Нарайан: Мне сказали, что в английском языке слово 'contemplation'
(созерцание) имеет дополнительный оттенок значения, по сравнению со словом
'meditation' (медитация). Contemplation предполагает более глубокое
состояние ума.
Бом: В этом не мешает разобраться. Слово 'contemplate' действительно
происходит от слова 'temple' (храм).
Кришнамурти: Да, верно.
Бом: Его основное значение состоит в том, чтобы создать открытое
пространство.
Кришнамурти: Это то открытое пространство, которое существует между
Богом и мною?
Бом: Это тот образ, из которого возникает это слово.
Кришнамурти: Именно так.
Нарайан: Слово 'dhyans' (дхиана) на санскрите не имеет того же самого
смыслового значения, что и слово 'медита-ция'.
Кришнамурти: Да.
Нарайан: Потому что слово 'медитация' имеет такие дополнительные
смысловые оттенки, как 'измерение', и возможно, что 'измерение' косвенно
означает порядок.
Кришнамурти: Нет, я не хочу вводить слово 'порядок' - давайте пропустим
это слово. Мы исчерпали его значение, и оно избито до смерти!
Бом: Почему вы пользуетесь словом 'медитация'?
Кришнамурти: Не будем им пользоваться .
Бом: Давайте выясним, что вы действительно имеете в виду.
Кришнамурти: Не хотите ли вы сказать: состояние бесконечности,
состояние вне измерения?
Бом: Да.
Кришнамурти: Не существует никакого разделения. Вы видите, мы даем
множество описаний, но это не то .
Бом: Да, но имеет ли какой-то смысл разумное бытие, некоторым образом
сознающее себя?
Не это ли вы пытаетесь выразить? В другое время вы говорили, что ум
опустошает себя от содержания.
Кришнамурти: Что вы стремитесь прояснить?
Бом: Я спрашиваю, верно ли, что есть не только беско-нечность, если
предполагается нечто большее?
Кришнамурти: О, много большее.
Бом: Мы отметили, что содержание сознания есть про-шлое, которое
создает беспорядок. Тогда вы могли бы ска-зать, что это опустошение от
содержания в некотором смысле есть постоянное очищение от прошлого.
Согласились бы вы с этим?
Кришнамурти: Нет, нет.
Бом: Когда вы говорите, что ум опустошает себя от содержания...
Кришнамурти: Опустошил себя.
Бом: Согласен. Когда прошлое устранено, тогда, говори-те вы, существует
медитация.
Кришнамурти: Существует медитация; нет, созерца-ние...
Нарайан: Всего лишь начало.
Кришнамурти: Начало?
Нарайан: Опустошение от прошлого.
Кришнамурти: Это опустошение от прошлого, которым являются гнев,
ревность, верования, догмы, привязанности и т.д., должно быть сделано. Если
сознание не пусто, если какая-то часть прошлого существует, то это неизбежно
при-ведет к иллюзии. Мозг или ум должен быть полностью свободен от всякой
иллюзии, иллюзии, принесенной желани-ем, надеждой, требованием безопасности
и прочим.
Бом: Вы говорите, что когда мозг свободен, это открывает дверь к
чему-то более широкому, глубокому?
Кришнамурти: Да. Иначе жизнь не имела бы смысла; это было бы всего лишь
повторением модели.
Нарайан: Что именно вы имеете в виду, когда говорите, что универсум
представлен в медитации?
Кришнамурти: Да, я именно так это воспринимаю.
Бом: Можем ли мы прежде всего сказать, что универсум действительно не
обусловлен своим прошлым? Видите ли, универсум создает определенные формы,
которые относи-тельно постоянны, так что люди, которые воспринимают
поверхностно,