Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

какое действие это необыкновенное движение оказывает на

мозг.

Бом: Да. Если мы допустим возможность непосредствен-ного контакта мозга

с этим движением, то вполне вероятно, что оно внесет порядок в деятельность

мозга. Так реально существует прямой кругооборот, физический.

Кришнамурти: Не только физический.

Бом: Также и ментальный.

Кришнамурти: Да, и тот и другой. И это должно оказы-вать необыкновенное

воздействие на мозг.

Собеседник: Вы говорили раньше об энергии. Не обыч-ная энергия ...

Кришнамурти: Мы говорили, что то движение есть всеобщая энергия. И

теперь озарение позволило уловить, увидеть это необыкновенное движение;

озарение - часть той энергии. Я хочу намного ближе подойти к земле. Я жил со

страхом смерти, страхом нестановления и пр. И вдруг вижу, что не существует

разделения, и я осознаю все как единое целое. Итак, что случилось с моим

мозгом - вы следите?

Давайте кое-что себе уясним. Представим себе это един-ство всего не на

уровне слов, но как потрясающую реальность, как истину. Всем сердцем, всем

своим умом вы воспринима-ете это. Такое восприятие само по себе должно

воздействовать на ваш мозг.

Бом: Да. Оно вносит порядок.

Кришнамурти: Порядок не только в жизни, но и в деятельности мозга.

Бом: Люди могут убедиться в том, что под влиянием стресса клетки мозга

начинают разрушаться. А когда в клетках вашего мозга порядок -- это совсем

другое дело.

Кришнамурти: У меня такое ощущение, сэр, - не смей-тесь, оно может быть

ошибочным и может быть истинным - я чувствую, что мозг никогда не утрачивает

качество этого движения.

Бом: Иногда это качество он имеет.

Кришнамурти: Конечно. Я говорю о человеке, который воспринял все это.

Бом: Так что его мозг, видимо, это качество никогда не утрачивает.

Кришнамурти: И, следовательно, он никогда больше не запутается во

времени.

Бом: Он, возможно, уже не находится во власти времени. Мозг, о котором

мы говорим, ни в каком смысле не эволюци-онировал, он просто запутался. Вы

не можете сказать, что человеческий мозг эволюционировал в течение последних

десяти тысяч лет. Наука, знание эволюционировали, но люди воспринимали жизнь

несколько тысяч лет тому назад совер-шенно так же, как воспринимают ее

теперь.

Кришнамурти: Я хочу выяснить: в этой безмолвной пустоте, которую мы

тщательно исследуем, остается ли мозг абсолютно спокойным? Спокойным в том

смысле, что он вне движения.

Бом: Не совсем. Видите ли, в мозгу происходит кровооб-ращение.

Кришнамурти: Об этом мы не говорим. Бом: А какого рода движение мы

обсуждаем? Кришнамурти: Я говорю о движении мысли, о движении любой реакции.

Бом: Да. Мозг не имеет независимого движения. Вы говорили, что

существует движение как целое, но мозг не устремляется в собственном

направлении, как, например, мысль.

Кришнамурти: Видите ли, мы отстранили смерть, кото-рая представляет

собой фактор огромной важности. И потому мы считаем, что мозг, ум существуют

тогда, когда нет смерти. Вы следите? Он подвергся у нас хирургической

операции.

Бом: Мы говорили, что мозг обычно имеет представление о смерти, как о

постоянно присутствующем заднем плане, и это представление беспрерывно его

разрушает, ибо мозг предвидит смерть и старается ее остановить, отсрочить.

Кришнамурти: Отсрочить собственный конец и т.д. Бом: Он предвидит все это и

думает, что может свой конец остановить, но он не может. Кришнамурти: Не

может. Бом: И, следовательно, у него проблема.

Кришнамурти: Постоянная борьба со смертью. Итак, все пришло к концу.

Какое это необыкновенное явление! Какое оно оказывает действие на мою

повседневную жизнь, ведь я должен жить на этой земле? Моя повседневная жизнь

- агрессия, непрестанное становление, стремление к успеху - все это пришло к

концу. Мы до тех пор к этому стремимся, пока не поймем великого смысла

сегодняшнего дня.

Бом: Претворяя его в повседневной жизни, хорошо бы применить его к

проблеме сострадания.

Кришнамурти: Конечно. Не является ли это движение состраданием?

Бом: Оно было бы бесконечным.

Кришнамурти: Вот именно. Поэтому очень важно быть внимательным.

Бом: Тогда из этого, помимо всего, могло бы прийти сострадание.

17 апреля 1980

Охай, Калифорния.

Возможно ли пробудить озарение в другом?

Кришнамурти: Мы обсуждали,