какое действие это необыкновенное движение оказывает на
мозг.
Бом: Да. Если мы допустим возможность непосредствен-ного контакта мозга
с этим движением, то вполне вероятно, что оно внесет порядок в деятельность
мозга. Так реально существует прямой кругооборот, физический.
Кришнамурти: Не только физический.
Бом: Также и ментальный.
Кришнамурти: Да, и тот и другой. И это должно оказы-вать необыкновенное
воздействие на мозг.
Собеседник: Вы говорили раньше об энергии. Не обыч-ная энергия ...
Кришнамурти: Мы говорили, что то движение есть всеобщая энергия. И
теперь озарение позволило уловить, увидеть это необыкновенное движение;
озарение - часть той энергии. Я хочу намного ближе подойти к земле. Я жил со
страхом смерти, страхом нестановления и пр. И вдруг вижу, что не существует
разделения, и я осознаю все как единое целое. Итак, что случилось с моим
мозгом - вы следите?
Давайте кое-что себе уясним. Представим себе это един-ство всего не на
уровне слов, но как потрясающую реальность, как истину. Всем сердцем, всем
своим умом вы воспринима-ете это. Такое восприятие само по себе должно
воздействовать на ваш мозг.
Бом: Да. Оно вносит порядок.
Кришнамурти: Порядок не только в жизни, но и в деятельности мозга.
Бом: Люди могут убедиться в том, что под влиянием стресса клетки мозга
начинают разрушаться. А когда в клетках вашего мозга порядок -- это совсем
другое дело.
Кришнамурти: У меня такое ощущение, сэр, - не смей-тесь, оно может быть
ошибочным и может быть истинным - я чувствую, что мозг никогда не утрачивает
качество этого движения.
Бом: Иногда это качество он имеет.
Кришнамурти: Конечно. Я говорю о человеке, который воспринял все это.
Бом: Так что его мозг, видимо, это качество никогда не утрачивает.
Кришнамурти: И, следовательно, он никогда больше не запутается во
времени.
Бом: Он, возможно, уже не находится во власти времени. Мозг, о котором
мы говорим, ни в каком смысле не эволюци-онировал, он просто запутался. Вы
не можете сказать, что человеческий мозг эволюционировал в течение последних
десяти тысяч лет. Наука, знание эволюционировали, но люди воспринимали жизнь
несколько тысяч лет тому назад совер-шенно так же, как воспринимают ее
теперь.
Кришнамурти: Я хочу выяснить: в этой безмолвной пустоте, которую мы
тщательно исследуем, остается ли мозг абсолютно спокойным? Спокойным в том
смысле, что он вне движения.
Бом: Не совсем. Видите ли, в мозгу происходит кровооб-ращение.
Кришнамурти: Об этом мы не говорим. Бом: А какого рода движение мы
обсуждаем? Кришнамурти: Я говорю о движении мысли, о движении любой реакции.
Бом: Да. Мозг не имеет независимого движения. Вы говорили, что
существует движение как целое, но мозг не устремляется в собственном
направлении, как, например, мысль.
Кришнамурти: Видите ли, мы отстранили смерть, кото-рая представляет
собой фактор огромной важности. И потому мы считаем, что мозг, ум существуют
тогда, когда нет смерти. Вы следите? Он подвергся у нас хирургической
операции.
Бом: Мы говорили, что мозг обычно имеет представление о смерти, как о
постоянно присутствующем заднем плане, и это представление беспрерывно его
разрушает, ибо мозг предвидит смерть и старается ее остановить, отсрочить.
Кришнамурти: Отсрочить собственный конец и т.д. Бом: Он предвидит все это и
думает, что может свой конец остановить, но он не может. Кришнамурти: Не
может. Бом: И, следовательно, у него проблема.
Кришнамурти: Постоянная борьба со смертью. Итак, все пришло к концу.
Какое это необыкновенное явление! Какое оно оказывает действие на мою
повседневную жизнь, ведь я должен жить на этой земле? Моя повседневная жизнь
- агрессия, непрестанное становление, стремление к успеху - все это пришло к
концу. Мы до тех пор к этому стремимся, пока не поймем великого смысла
сегодняшнего дня.
Бом: Претворяя его в повседневной жизни, хорошо бы применить его к
проблеме сострадания.
Кришнамурти: Конечно. Не является ли это движение состраданием?
Бом: Оно было бы бесконечным.
Кришнамурти: Вот именно. Поэтому очень важно быть внимательным.
Бом: Тогда из этого, помимо всего, могло бы прийти сострадание.
17 апреля 1980
Охай, Калифорния.
Возможно ли пробудить озарение в другом?
Кришнамурти: Мы обсуждали,