Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

потрясение, но и рана в мозгу. Верно?

Бом: И источник чрезмерного возбуждения.

Кришнамурти: Разумеется, и наркотики, конечно, и т.д. Естественный

ответ не вредит мозгу. Теперь же мозг повреж-ден; предположим, он поврежден

гневом.

Бом: Можно было бы даже сказать, что в нервной системе возникли,

видимо, неверные связи, и они слишком фиксированы. Я думаю, есть основание

считать, что все эти факторы действительно изменяют структуру.

Кришнамурти: Конечно, и не можем ли мы проникнуть интуицией в саму

природу этого повреждения так, чтобы озарение изменило клетки мозга, которые

были травмирова-ны?

Бом: Что же, это, возможно, явилось бы началом их исцеления.

Кришнамурти: Совершенно верно. Это исцеление долж-но быть мгновенным.

Бом: Оно может потребовать времени в том смысле, что из-за существующих

неверных связей может потребоваться время на перераспределение вещества. Но

начало этого, мне кажется, является мгновенным.

Кришнамурти: Именно так. Могу я это проделать? Я слушал 'X', я

внимательно читал, думал обо всем этом, и вижу, что гнев, ожесточение,

ненависть, любая чрезмерная эмоция - удар по мозгу. И интуитивное восприятие

всей этой деятельности вызывает изменение в клетках мозга. Это так. А также

нервная система как регулирующий фактор будет действовать так быстро, как

это только возможно.

Бом: С клетками рака иногда что-то происходит: внезап-но рак прекращает

свой рост, и процесс по какой-то неизвес-тной причине меняет свое

направление. Так что в этих клетках должно происходить изменение.

Кришнамурти: Не могло бы быть так, что клетки мозга фундаментальным

образом изменились, и раковый процесс прекращается?

Бом: Именно. Он прекращается как таковой, и начина-ется разрушение

раковых клеток.

Кришнамурти: Да, происходит разрушение.

Нарайан: Вы считаете, что озарение способствует уста-новлению

правильных связей и прекращает действие непра-вильных связей?

Бом: Оно даже разрушает неправильные связи.

Нарайан: Таким образом, начало положено, и это проис-ходит сейчас.

Бом: В данное мгновение.

Кришнамурти: Это озарение.

Нарайан: И это не предполагает времени, так как пра-вильное движение

уже началось сейчас.

Имеется еще другой момент в отношении прошлого, о котором я хотел бы

спросить: для многих людей с прошлым связано нечто приятное, удовольствие,

наслаждение.

Кришнамурти: Это не только удовольствие, но и память обо всем.

Нарайан: Человек начинает неприязненно относиться к удовольствию только

когда оно утрачивает для него новизну или создает трудности. Человек желает

удовольствия все время.

Кришнамурти: Разумеется.

Нарайан: Иногда бывает трудно провести различие меж-ду удовольствием и

чем-то банальным или теми трудностями, которые оно создает.

Кришнамурти: Удовольствие - всегда прошлое; в тот момент, когда что-то

случается, удовольствия еще нет. Оно приходит позднее, когда это становится

воспоминанием. Но воспоминание есть прошлое. А я желаю встретиться с

пусто-той, что означает стереть все это.

Нарайан: Но я думаю, что человек, даже понимая то, что вы говорите,

продолжает удерживаться в своей сфере.

Кришнамурти: Потому что он не желает встретиться с пустотой.

Удовольствие - не сострадание. Удовольствие - не любовь, удовольствию нет

места в сострадании. Но если произойдет это изменение, сострадание,

возможно, станет более сильным, чем удовольствие.

Бом: Даже ощущение порядка может быть сильнее, чем удовольствие. Если

люди по-настоящему озабочены чем-то, то удовольствие в этот момент не играет

никакой роли.

Нарайан: Но что происходит с человеком, у которого доминирует

стремление к удовольствию?

Кришнамурти: Мы это уже рассматривали. До тех пор, пока он не желает

встретиться с этой удивительной пустотой, он будет удерживаться в прежней

модели.

Бом: Видите ли, мы должны сказать, что у такого человека тоже имеется

поврежденный мозг. Именно этот его поврежденный мозг является причиной того,

что основной акцент делается на удовольствии, равно как и на страхе и гневе.

Кришнамурти: Но поврежденный мозг исцеляется, ког-да имеет место

озарение.

Бом: Да, конечно. Все же, думаю, многим людям, способным согласиться,

что ненависть и гнев -- продукты поврежденного мозга, было бы трудно понять,

что