потрясение, но и рана в мозгу. Верно?
Бом: И источник чрезмерного возбуждения.
Кришнамурти: Разумеется, и наркотики, конечно, и т.д. Естественный
ответ не вредит мозгу. Теперь же мозг повреж-ден; предположим, он поврежден
гневом.
Бом: Можно было бы даже сказать, что в нервной системе возникли,
видимо, неверные связи, и они слишком фиксированы. Я думаю, есть основание
считать, что все эти факторы действительно изменяют структуру.
Кришнамурти: Конечно, и не можем ли мы проникнуть интуицией в саму
природу этого повреждения так, чтобы озарение изменило клетки мозга, которые
были травмирова-ны?
Бом: Что же, это, возможно, явилось бы началом их исцеления.
Кришнамурти: Совершенно верно. Это исцеление долж-но быть мгновенным.
Бом: Оно может потребовать времени в том смысле, что из-за существующих
неверных связей может потребоваться время на перераспределение вещества. Но
начало этого, мне кажется, является мгновенным.
Кришнамурти: Именно так. Могу я это проделать? Я слушал 'X', я
внимательно читал, думал обо всем этом, и вижу, что гнев, ожесточение,
ненависть, любая чрезмерная эмоция - удар по мозгу. И интуитивное восприятие
всей этой деятельности вызывает изменение в клетках мозга. Это так. А также
нервная система как регулирующий фактор будет действовать так быстро, как
это только возможно.
Бом: С клетками рака иногда что-то происходит: внезап-но рак прекращает
свой рост, и процесс по какой-то неизвес-тной причине меняет свое
направление. Так что в этих клетках должно происходить изменение.
Кришнамурти: Не могло бы быть так, что клетки мозга фундаментальным
образом изменились, и раковый процесс прекращается?
Бом: Именно. Он прекращается как таковой, и начина-ется разрушение
раковых клеток.
Кришнамурти: Да, происходит разрушение.
Нарайан: Вы считаете, что озарение способствует уста-новлению
правильных связей и прекращает действие непра-вильных связей?
Бом: Оно даже разрушает неправильные связи.
Нарайан: Таким образом, начало положено, и это проис-ходит сейчас.
Бом: В данное мгновение.
Кришнамурти: Это озарение.
Нарайан: И это не предполагает времени, так как пра-вильное движение
уже началось сейчас.
Имеется еще другой момент в отношении прошлого, о котором я хотел бы
спросить: для многих людей с прошлым связано нечто приятное, удовольствие,
наслаждение.
Кришнамурти: Это не только удовольствие, но и память обо всем.
Нарайан: Человек начинает неприязненно относиться к удовольствию только
когда оно утрачивает для него новизну или создает трудности. Человек желает
удовольствия все время.
Кришнамурти: Разумеется.
Нарайан: Иногда бывает трудно провести различие меж-ду удовольствием и
чем-то банальным или теми трудностями, которые оно создает.
Кришнамурти: Удовольствие - всегда прошлое; в тот момент, когда что-то
случается, удовольствия еще нет. Оно приходит позднее, когда это становится
воспоминанием. Но воспоминание есть прошлое. А я желаю встретиться с
пусто-той, что означает стереть все это.
Нарайан: Но я думаю, что человек, даже понимая то, что вы говорите,
продолжает удерживаться в своей сфере.
Кришнамурти: Потому что он не желает встретиться с пустотой.
Удовольствие - не сострадание. Удовольствие - не любовь, удовольствию нет
места в сострадании. Но если произойдет это изменение, сострадание,
возможно, станет более сильным, чем удовольствие.
Бом: Даже ощущение порядка может быть сильнее, чем удовольствие. Если
люди по-настоящему озабочены чем-то, то удовольствие в этот момент не играет
никакой роли.
Нарайан: Но что происходит с человеком, у которого доминирует
стремление к удовольствию?
Кришнамурти: Мы это уже рассматривали. До тех пор, пока он не желает
встретиться с этой удивительной пустотой, он будет удерживаться в прежней
модели.
Бом: Видите ли, мы должны сказать, что у такого человека тоже имеется
поврежденный мозг. Именно этот его поврежденный мозг является причиной того,
что основной акцент делается на удовольствии, равно как и на страхе и гневе.
Кришнамурти: Но поврежденный мозг исцеляется, ког-да имеет место
озарение.
Бом: Да, конечно. Все же, думаю, многим людям, способным согласиться,
что ненависть и гнев -- продукты поврежденного мозга, было бы трудно понять,
что