Кришнамурти: Это могло бы быть просто традицией или привычкой.
Бом: Почему мозг не расстается с ней?
Кришнамурти: Он чувствует себя в безопасности. Он пугается, когда
происходит что-то новое, потому что в старой традиции он видит убежище.
Бом: Тогда мы должны спросить иначе: для чего мозг себя обманывает?
Этот стереотип включает тот факт, что мозг
обманывает себя в отношении беспорядка. Он, кажется, не способен видеть
это ясно?
Нарайан: Мой ум признает разумность того порядка, который для него
оказывается полезным. Этот порядок я создаю ради определенной цели, которую
имею. Когда же цель достигнута, этот порядок или стереотип я просто
отбра-сываю. Таким образом, порядок имеет в себе ту разумность, которая его
вырабатывает. Это обычный случай дополнитель-ного значения. Но вы
подразумеваете тут что-то еще.
Кришнамурти: Я спрашиваю, не может ли быть сломлен этот стереотип
поколений, и почему мозг принимает этот стереотип, несмотря на все конфликты
и страдания.
Нарайан: Я говорю то же самое, только по-другому. После того как
порядок послужил поставленной цели, может ли он быть отброшен?
Кришнамурти: Очевидно, не может. Мы имеем в виду психологический
стереотип. Он не может быть отброшен. Мозг продолжает ему следовать,
повторяя страх, печаль, страдания. Происходит ли это потому, что тяжело
обуслов-ленный, сделавшийся тупым от постоянного повторения, мозг не может
увидеть выхода из создавшегося положения?
Нарайан: Тут действует инерция повторения?
Кришнамурти: Да. Сила инерции делает ум механич-ным. И в самой этой
инертности он видит прибежище и говорит: 'Все в порядке. Могу продолжать'.
Именно так поступает большинство людей.
Бом: Это часть беспорядка. Такой образ мышления есть проявление
беспорядка.
Кришнамурти: Разумеется.
Нарайан: Вы связываете порядок с разумностью? Или же порядок существует
сам по себе?
Бом: Разумность предполагает порядок; она требует понимания порядка как
чего-то организованного, не содер-жащего в себе противоречий. И я думаю, что
в нашей дискуссии мы порядка не создаем; мы его не навязываем, скорее, он
сам уже существует естественным образом.
Кришнамурти: Да. Я обыкновенный человек. Я вижу, что нахожусь в
ловушке. Весь мой образ жизни и мышления вытекает из огромной протяженности
времени. Время - это все мое существование. В прошлом, которое не может быть
изменено, я нахожу убежище. Верно?
Бом: Я думаю, что если бы мы говорили о так называе-мом обыкновенном
человеке, мы обнаружили бы, что в действительности он не понимает, что время
-- это нечто такое, что с ним случается.
Кришнамурти: Я говорю, что обыкновенный человек, поговорив с другим,
может видеть, что все его существование основано на времени. И что во
времени, в прошлом, ум его находит убежище.
Бом: Каков точный смысл этого? В чем, собственно, он находит убежище?
Кришнамурти: В том, что прошлое не может быть изменено.
Бом: Да, но люди думают также о будущем. Принято думать, что будущее
можно изменять. Коммунисты сказали, что отказавшись от прошлого, они
собираются изменить будущее.
Кришнамурти: Но мы не можем отказаться от прошлого, даже если будем
думать, что можем.
Бом: Если даже те, кто не ищет убежища в прошлом, не могут от него
отказаться, то нам, что бы мы ни делали, приходится с ним примириться.
Кришнамурти: Итак, мы делаем следующий шаг. Поче-му мозг соглашается с
таким образом жизни? Почему мозг не покончит с ним? Из-за лени или от того,
что у него нет надежды?
Бом: Это все тот же вопрос движения от прошлого к будущему.
Кришнамурти: Разумеется. Итак, что же мозгу делать? Это относится к
большинству людей, не так ли?
Бом: Мы еще не до конца поняли, почему люди, видя, что их поведение не
соответствует принятым нормам или нера-зумно, и стараясь отказаться от
прошлого, не могут это сделать.
Кришнамурти: Погодите, сэр. Если я откажусь от про-шлого, я перестану
тогда существовать. Если я откажусь от всех своих воспоминаний, то у меня
ничего не будет; я тогда - ничто.
Бом: Я думаю, что марксисты усмотрели бы в этом некоторое различие.
Маркс говорил, что необходимо преобра-зовать условия жизни человеческого
общества, и это устранит прошлое.
Кришнамурти: Но этого не было сделано. Это и не может