Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

освобождает мозг от прошлого, от

времени. Это чрезвычайно важно отметить...

Бом: Вы полагаете, что вы уже должны иметь озарение, если собираетесь

медитировать?

Кришнамурти: Да, совершенно верно. Чтобы медитиро-вать без какого бы то

ни было ощущения становления.

Бом: Вы не можете медитировать без прозрения. Вы не можете

рассматривать медитацию как некую процедуру, с помощью которой вы придете к

прозрению.

Кришнамурти: Нет, конечно. Это сразу включило бы время. Всякая

процедура, система, всякий метод, преследу-ющие цель получить прозрение,

бессмысленны. Видение жадности или страха освобождает от них ум. И медитация

тогда имеет совершенно иное значение. Она не имеет ничего общего со всеми

этими медитациями разных гуру. Итак, могли бы мы сказать, что для прозрения

требуется тишина?

Бом: Да, это одно и то же; мы, кажется, попали в замкнутый круг.

Кришнамурти: Минуту.

Бом: Да, мой ум умолк.

Кришнамурти: Так тишина озарения все прояснила и очистила.

Бом: Всю эту структуру занятого ума.

Кришнамурти: Да. И нет никакого движения, которое мы могли бы

осознавать, никакого движения времени.

Бом: Не является ли это движением какого-то иного рода?

Кришнамурти: Я не вижу возможности выразить слова-ми это ощущение

беспредельности.

Бом: Но вы говорили когда-то, что несмотря на невоз-можность выразить

это словами, мы все же должны найти такой язык!

Кришнамурти: Да, такой язык мы найдем.

1 июня, 1980

Броквуд Парк, Хемпшир.

* Дж. Нарайан, директор школы Фонда Кришнамурти в Долине Риши (Индия).

Космический порядок

Кришнамурти: Мы закончили на днях нашу беседу словами: когда ум

совершенно пуст, когда он свободен от всего, чем наполнила его мысль,

начинается истинная меди-тация. Но я хотел бы глубже войти в этот предмет,

вернуться немного назад и выяснить, может ли ум, мозг быть когда-либо

свободным от всяких иллюзий, от всех форм самообма-на; возможно ли ему иметь

свой собственный порядок - порядок, не созданный мыслью, усилием или каким

бы то ни было стремлением всему найти соответствующее место. А также

способен ли мозг, сильно поврежденный потрясениями и разного рода

ситуациями, полностью исцелить себя сам.

Итак, начнем с вопроса, существует ли порядок, не созданный человеком

или мыслью, не являющийся результа-том расчета, который делает порядок из

беспорядка, порядок, продолжающий оставаться частью прежней

обусловленнос-ти?

Дэвид Бом: Вы относите это к уму? Я думаю, можно сказать, что порядок в

природе существует сам по себе.

Кришнамурти: Порядок природы - это самостоятельный порядок.

Бом: Да, он не создан человеком.

Кришнамурти: Но я говорю не о таком порядке. Я не уверен, что это

порядок того же рода. Существует ли косми-ческий порядок?

Бом: Это одно и то же, в том смысле, что слово 'космос' означает

порядок, но порядок всеобъемлющий, включающий в себя порядок универсума и

порядок ума.

Кришнамурти: Да. Я пытаюсь выяснить, существует ли такой порядок,

которого человек никогда не сможет постичь?

Бом: А как мы будем это обсуждать?

Кришнамурти: Не знаю. Что такое порядок?

Нарайан: Существует математический порядок как вы-сшая форма порядка в

любой области знаний.

Кришнамурти: Согласились бы математики с тем, что математика

представляет собой полный порядок?

Нарайан: Да, математика сама есть порядок.

Бом: Я думаю, это зависит от математика. Но существует хорошо известный

математик по имени фон Нойман, кото-рый определил математику как соотношение

соотношений. Он действительно имел в виду соотношение, порядок. Это порядок,

работающий скорее внутри поля самого порядка, чем в каком-то объекте.

Кришнамурти: Да, именно это я стараюсь выяснить.

Бом: Наиболее творчески мыслящие математики имеют такое восприятие

порядка, которое может быть названо чистым порядком; но это, конечно,

ограниченный порядок, потому что он должен быть выражен математически, в

терминах формул или уравнений.

Кришнамурти: Конечно. Является ли порядок частью беспорядка, как мы его

знаем?

Бом: Что мы понимаем под беспорядком - это уже другой вопрос.

Невозможно дать соответствующего определения бес-порядка, это то, что

нарушает порядок. Все, что