освобождает мозг от прошлого, от
времени. Это чрезвычайно важно отметить...
Бом: Вы полагаете, что вы уже должны иметь озарение, если собираетесь
медитировать?
Кришнамурти: Да, совершенно верно. Чтобы медитиро-вать без какого бы то
ни было ощущения становления.
Бом: Вы не можете медитировать без прозрения. Вы не можете
рассматривать медитацию как некую процедуру, с помощью которой вы придете к
прозрению.
Кришнамурти: Нет, конечно. Это сразу включило бы время. Всякая
процедура, система, всякий метод, преследу-ющие цель получить прозрение,
бессмысленны. Видение жадности или страха освобождает от них ум. И медитация
тогда имеет совершенно иное значение. Она не имеет ничего общего со всеми
этими медитациями разных гуру. Итак, могли бы мы сказать, что для прозрения
требуется тишина?
Бом: Да, это одно и то же; мы, кажется, попали в замкнутый круг.
Кришнамурти: Минуту.
Бом: Да, мой ум умолк.
Кришнамурти: Так тишина озарения все прояснила и очистила.
Бом: Всю эту структуру занятого ума.
Кришнамурти: Да. И нет никакого движения, которое мы могли бы
осознавать, никакого движения времени.
Бом: Не является ли это движением какого-то иного рода?
Кришнамурти: Я не вижу возможности выразить слова-ми это ощущение
беспредельности.
Бом: Но вы говорили когда-то, что несмотря на невоз-можность выразить
это словами, мы все же должны найти такой язык!
Кришнамурти: Да, такой язык мы найдем.
1 июня, 1980
Броквуд Парк, Хемпшир.
* Дж. Нарайан, директор школы Фонда Кришнамурти в Долине Риши (Индия).
Космический порядок
Кришнамурти: Мы закончили на днях нашу беседу словами: когда ум
совершенно пуст, когда он свободен от всего, чем наполнила его мысль,
начинается истинная меди-тация. Но я хотел бы глубже войти в этот предмет,
вернуться немного назад и выяснить, может ли ум, мозг быть когда-либо
свободным от всяких иллюзий, от всех форм самообма-на; возможно ли ему иметь
свой собственный порядок - порядок, не созданный мыслью, усилием или каким
бы то ни было стремлением всему найти соответствующее место. А также
способен ли мозг, сильно поврежденный потрясениями и разного рода
ситуациями, полностью исцелить себя сам.
Итак, начнем с вопроса, существует ли порядок, не созданный человеком
или мыслью, не являющийся результа-том расчета, который делает порядок из
беспорядка, порядок, продолжающий оставаться частью прежней
обусловленнос-ти?
Дэвид Бом: Вы относите это к уму? Я думаю, можно сказать, что порядок в
природе существует сам по себе.
Кришнамурти: Порядок природы - это самостоятельный порядок.
Бом: Да, он не создан человеком.
Кришнамурти: Но я говорю не о таком порядке. Я не уверен, что это
порядок того же рода. Существует ли косми-ческий порядок?
Бом: Это одно и то же, в том смысле, что слово 'космос' означает
порядок, но порядок всеобъемлющий, включающий в себя порядок универсума и
порядок ума.
Кришнамурти: Да. Я пытаюсь выяснить, существует ли такой порядок,
которого человек никогда не сможет постичь?
Бом: А как мы будем это обсуждать?
Кришнамурти: Не знаю. Что такое порядок?
Нарайан: Существует математический порядок как вы-сшая форма порядка в
любой области знаний.
Кришнамурти: Согласились бы математики с тем, что математика
представляет собой полный порядок?
Нарайан: Да, математика сама есть порядок.
Бом: Я думаю, это зависит от математика. Но существует хорошо известный
математик по имени фон Нойман, кото-рый определил математику как соотношение
соотношений. Он действительно имел в виду соотношение, порядок. Это порядок,
работающий скорее внутри поля самого порядка, чем в каком-то объекте.
Кришнамурти: Да, именно это я стараюсь выяснить.
Бом: Наиболее творчески мыслящие математики имеют такое восприятие
порядка, которое может быть названо чистым порядком; но это, конечно,
ограниченный порядок, потому что он должен быть выражен математически, в
терминах формул или уравнений.
Кришнамурти: Конечно. Является ли порядок частью беспорядка, как мы его
знаем?
Бом: Что мы понимаем под беспорядком - это уже другой вопрос.
Невозможно дать соответствующего определения бес-порядка, это то, что
нарушает порядок. Все, что