что лежит тут в основе - идея или факт. Я могу слушать
все это физически, своим ухом, но мог бы и превратить это в идею. Если я
слушаю не только ухом, но и всем моим существом, самой структурой моего 'я',
что происходит тогда? Если же нет такого рода слышания, все становится
просто идеей, и, делая круги, я играю с идеями всю свою оставшуюся жизнь.
Если бы здесь был ученый, специалист, занимающийся с помощью
электронных средств исследованием физиологи-ческих процессов в мозгу, или
какой-то другой специалист в области мозга, могли бы они принять все это?
Мог ли бы такой специалист даже слушать это?
Бом: Немногие ученые могли бы, ну а большинство, очевидно, нет.
Кришнамурти: Нет. Как же нам тогда прийти к понима-нию человеческого
мозга?
Бом: Видите ли, для большинства ученых все это звучит довольно
абстрактно. Они скажут, что это могло бы так быть; что это привлекательная
теория, но мы не имеем ее подтвер-ждения.
Кришнамурти: Конечно. Они могли бы сказать, что это их не слишком
волнует, потому что не видят никаких доказательств.
Бом: Они могли бы сказать: 'Если у вас имеются какие-то более веские
доказательства, то мы позднее к этому вернемся, и это будет очень
интересно'. Так что, как видите, мы не можем представить никаких
доказательств, и что бы ни происходило, никто не сможет увидеть это своими
глаза-ми.
Кришнамурти: Понимаю. Но я спрашиваю, что нам делать? Человеческий мозг
- не 'мой' мозг или 'ваш', а просто мозг -- развивался миллион лет.
Результатом может оказаться некая биологическая аномалия, но как вообще
добраться до человеческого ума, чтобы заставить его видеть все это?
Бом: Я думаю, вы должны донести до слушателя свои мысли, настоятельную
необходимость и важность того, что вы говорите. Может быть, человек увидит
нечто, что проис-ходит перед его глазами и скажет: 'Это так'. Верно?
Кришнамурти: Но для этого требуется, чтобы кто-то слушал, чтобы кто-то
сказал; 'Я хочу это ухватить, хочу понять, я хочу это выяснить'. Вы со мной
согласны? Это, по-видимому, одна из наиболее трудных вещей в жизни.
Бом: Что же, это как раз деятельность того самого мозга, который занят
собой и не слушает.
Нарайан: Фактически одна из трудностей состоит в том, что эта занятость
мозга начинается очень рано. Когда вы молоды, это проявляется в вас очень
сильно и продолжается всю жизнь. Как можем мы с помощью обучения сделать это
понятным?
Кришнамурти: В тот момент, когда вы увидите, как важно иметь незанятый
ум, когда увидите всю огромность этой истины, вы найдете пути и методы,
чтобы помочь посредством обучения, помочь творчески. Ни одному учаще-муся не
следует говорить, чтобы он копировал и подражал, потому что тогда мы его
теряем.
Бом: Возникает вопрос: как обратиться к мозгу, который отвергает,
который не слушает? Существует ли тут какой-то подход?
Кришнамурти: Не существует, если я отказываюсь слу-шать. Видите ли, я
считаю, что важным фактором в этом отношении является медитация. Я чувствую,
что мы медитируем, хотя обычно люди не соглашаются считать это медита-цией.
Бом: Они пользуются этим словом так часто...
Кришнамурти: ... что оно действительно утратило свое значение. Но
истинная медитация означает опустошение сознания. Вы согласны?
Бом: Да, но давайте скажем яснее. Раньше вы говорили, что она
происходит благодаря озарению. Теперь вы считаете, что медитация
способствует озарению?
Кришнамурти: Медитация есть озарение.
Бом: Она уже есть озарение. Предполагает ли она тогда какое-то
действие? Озарение обычно мыслится как вспышка, а медитация - более
длительна.
Кришнамурти: Мы должны быть осторожны. Что мы подразумеваем под
медитацией? Мы можем отвергнуть сис-темы, методы, признанные авторитеты,
потому что часто это просто повторение традиции, связанная с временем
бессмыс-лица.
Нарайан: Не считаете ли вы, что некоторые из них могли быть
оригинальны, могли получать в прошлом реальное озарение?
Кришнамурти: Кто знает? Медитация - это постижение, это ощущение
движения без какого бы то ни было прошлого.
Бом: Единственно, что требуется еще прояснить: когда вы употребляете
слово 'медитация', вы имеете в виду нечто большее, чем озарение.
Кришнамурти: Гораздо большее. Озарение