срабатывает действие,
которое не связано с временем.
Бом: Да, я думаю, вы могли бы сказать, что до тех пор, пока вы видите
опасность, сознаете ее, вы можете реагировать немедленно. Но, понимаете,
если уж вы воспользовались аналогией с животным, то опасность может принять
вид животного, которое вы знаете как опасное, но может принять и другую
форму, которая не покажется вам опасной!
Кришнамурти: Да.
Бом: И если бы вы этого не видели, то, следовательно, у вас
существовала бы опасность соскальзывания обратно. Или же ваша иллюзия могла
бы принять какую-то иную форму.
Кришнамурти: Разумеется.
Бом: Но, я думаю, самое существенное в вашем рассуж-дении - это то, что
мозг не принадлежит никакому индивиду.
Кришнамурти: Абсолютно.
Бом: И следовательно, нет необходимости говорить, что индивид
соскальзывает обратно.
Кришнамурти: Безусловно.
Бом: Потому что это уже отрицает то, что вы говорите. Опасность скорее
в том, что мозг мог бы соскользнуть обратно.
Кришнамурти: Сам мозг мог бы соскользнуть обратно, потому - что он не
увидел опасности.
Бом: Он не увидел бы ее в других формах иллюзии.
Кришнамурти: Святой дух является в различных обра-зах! В этом истинная
суть времени.
Бом: Время и обособление как индивид в основе своей имеют одну и ту же
структуру.
Кришнамурти: Вот именно.
Бом: Хотя вначале это не очевидно.
Кришнамурти: Интересно, видим ли мы это.
Бом: Очень стоило бы это обсудить. Почему психологи-ческое время -- это
та же иллюзия, та же самая структура, что и индивид? Индивид означает
личность, которая помещена где-то здесь.
Кришнамурти: Помещена и зависима.
Бом: Зависима от других. Индивид распространяется вовне в пределах
какой-то сферы. Его пространство имеет некоторую протяженность, и он имеет
также какие-то отли-чительные особенности, которые проявляются во времени.
Он не воспринимал бы себя как индивида, если бы сказал:
'Сегодня я один, а завтра - другой'. Итак, создается впечат-ление, что
под индивидом мы понимаем кого-то, кто сущес-твует во времени.
Кришнамурти: Я думаю, что само понятие индивидуаль-ности есть
заблуждение.
Бом: Да, но многих людей трудно было бы убедить в том, что это
заблуждение. Бытует общепринятая установка созна-ния, что я существую по
крайней мере от моего рождения, если не еще раньше, и до самой смерти, а
может быть и потом. Бытие индивида представляется как бытие во времени.
Верно?
Кришнамурти: Очевидно.
Бом: Она означает бытие в психологическом времени, а не просто во
времени по часам.
Кришнамурти: Да, об этом мы и говорим. Итак, может ли эта иллюзия, это
созданное индивидом время быть разру-шено? Способен ли мозг это понять?
Бом: Я думаю, что имеется, Как сказал Нарайан, огром-ная сила инерции,
которая поддерживает это качение, это постоянное движение.
Кришнамурти: А нельзя ли эту силу инерции остано-вить?
Нарайан: Тут есть трудность, а именно генетический код, внутренне
присущий человеку. Ему кажется, что этот код проявляется более или менее
бессознательно, в силу инерции прошлого. И вдруг, подобно вспышке перед ним
на мгновение возникает нечто истинное. Но трудность в том, что увиденное
действует разве лишь в течение дня, -- а затем он снова во власти все той же
силы инерции.
Кришнамурти: Да, понятно. Но это говорит о том, что мозг не хочет быть
пойманным. Однажды осознав этот факт, ум или мозг уже не может вернуться
назад. Разве он может?
Нарайан: Должна быть какая-то другая возможность предотвратить его
возвращение.
Кришнамурти: Не предотвратить: это тоже означает время. Вы все еще
мыслите в терминах предотвращения.
Нарайан: Предотвращения, понимая под этим челове-ческий фактор.
Кришнамурти: Человек неразумен. Верно? И пока он действует неразумно,
на любой разумный фактор у него один ответ: 'Я отказываюсь это понимать'.
Нарайан: Вы допускаете, что само видение предотвраща-ет ваше сползание
обратно. Но такова человеческая обуслов-ленность.
Бом: Интересно, не продвинемся ли мы дальше в нашем вопросе, если
включим понятие предотвращения? Это может иметь важное значение.
Нарайан: Тут два аспекта. Вы видите ошибочность чего-то, и само это
видение предотвращает ваше соскальзывание обратно, так как вы видите
опасность