Это то, что мы говорим.
Кришнамурти: Да, верно. Ум возникает из этого движе-ния.
Бом: И в этом движении исчезает.
Кришнамурти: Верно. Свое бытие он имеет в этом движении.
Бом: Да, также и материя.
Кришнамурти: Совершенно верно. Итак, я вот что хочу понять: я --
человек, столкнувшийся с тем, что есть конец и есть начало, что они
существуют. А 'X' это отрицает.
Бом: Да, и конец и начало - несущественны.
Кришнамурти: Несущественны. Один из величайших страхов в жизни, которым
является смерть, оказывается устраненным.
Бом: Да.
Кришнамурти: Вы понимаете, что значит для человека, что не существует
смерти? Это значит, что ум не старится - я говорю об обычном человеческом
уме. Не знаю, удается ли мне ясно это выразить.
Бом: Не будем торопиться. Вы говорите, что ум не старится, ну, а если
старятся клетки мозга?
Кришнамурти: Я сомневаюсь в этом.
Бом: Но как мы можем это знать?
Кришнамурти: На это указывают отсутствие конфликта, отсутствие
напряженности; на это указывает также то, что нет становления, нет движения.
Бом: Это нечто такое, о чем трудно говорить с уверен-ностью.
Кришнамурти: Разумеется. Это невозможно доказать.
Бом: Но, с другой стороны, то, что мы сказали, насколь-ко оно...
Кришнамурти: ... может быть логически обоснованно.
Бом: Оно разумно, а также можно это ощущать. Но то, что вы утверждаете
относительно клеток мозга, я не ощущаю. Может быть, это и так; это могло бы
быть так.
Кришнамурти: Я думаю, это именно так. Мне не хоте-лось бы это
обсуждать. Когда ум живет во тьме и находится в постоянном движении,
происходит снашивание, разруше-ние клеток мозга.
Бом: Мы могли бы сказать, что конфликт является причиной разрушения
клеток мозга. Но кто-то может возра-зить, что даже и без конфликта они могли
бы разрушаться; разве лишь не так быстро. Если бы надо было жить, скажем,
сотни лет, то за это время, что бы мы ни делали, клетки мозга, возможно,
разрушились бы.
Кришнамурти: Не торопитесь.
Бом: Я охотно соглашусь, что скорость разрушения клеток может быть
уменьшена, если мы избавимся от конфликта.
Кришнамурти: Разрушение может быть замедлено.
Бом: И, возможно, значительно.
Кришнамурти: Значительно. На девяносто процентов.
Бом: Это мы могли бы еще понять. Но если вы скажете, на сто процентов,
то трудно будет поверить.
Кришнамурти: Девяносто процентов. Подождите. Воз-можно очень, очень
большое замедление. И что это означает? Что происходит с умом, когда в нем
нет конфликта? Каков этот ум, каково качество ума, в котором нет проблем?
Предположим, что такой ум живет в чистой, незагрязненной атмосфере, получая
правильное питание и т.д.; почему не может он прожить лет двести?
Бом: Ну, это возможно; некоторые люди, которые дыша-ли чистым воздухом
и питались хорошей пищей, достигали ста пятидесяти лет.
Кришнамурти: Но если бы у этих самых людей, которые жили по сто
пятьдесят лет, не было противоречий, конфлик-та, они могли бы жить гораздо
дольше.
Бом: Возможно, могли бы. Был такой случай, я читал об одном человеке в
Англии, который жил сто пятьдесят лет. Им заинтересовались доктора. Они
угостили его вином и обедом, а через несколько дней он умер.
Кришнамурти: Бедняга!
Собеседник: Кришнаджи, как вы обычно говорите, все, что живет во
времени, во времени и умирает.
Кришнамурти: Да, но мозг, получивший озарение, имеет измененные клетки.
Собеседник: Вы полагаете, что даже органический мозг не живет больше во
времени?
Кришнамурти: Да, не вводите время. Мы говорим, что озарение вызывает
изменение в клетках мозга. А это означа-ет, что клетки мозга не мыслят
больше в терминах времени.
Собеседник: Психологического времени?
Кришнамурти: Разумеется, это понятно.
Бом: Если клетки мозга не слишком повреждены, то они дольше будут
оставаться в порядке и, возможно, разрушение будет происходить значительно
медленнее. Мы могли бы увеличить предельный возраст со ста пятидесяти до
двухсот лет, если бы обеспечили здоровый образ жизни на всех уровнях.
Кришнамурти: Да, но все это звучит слишком тривиаль-но.
Бом: Конечно, тут, по-видимому, нет большой разницы, хотя идея
интересна.
Кришнамурти: Какая польза от того, что я проживу другую сотню лет? Мы
пытаемся выяснить,