Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

Это то, что мы говорим.

Кришнамурти: Да, верно. Ум возникает из этого движе-ния.

Бом: И в этом движении исчезает.

Кришнамурти: Верно. Свое бытие он имеет в этом движении.

Бом: Да, также и материя.

Кришнамурти: Совершенно верно. Итак, я вот что хочу понять: я --

человек, столкнувшийся с тем, что есть конец и есть начало, что они

существуют. А 'X' это отрицает.

Бом: Да, и конец и начало - несущественны.

Кришнамурти: Несущественны. Один из величайших страхов в жизни, которым

является смерть, оказывается устраненным.

Бом: Да.

Кришнамурти: Вы понимаете, что значит для человека, что не существует

смерти? Это значит, что ум не старится - я говорю об обычном человеческом

уме. Не знаю, удается ли мне ясно это выразить.

Бом: Не будем торопиться. Вы говорите, что ум не старится, ну, а если

старятся клетки мозга?

Кришнамурти: Я сомневаюсь в этом.

Бом: Но как мы можем это знать?

Кришнамурти: На это указывают отсутствие конфликта, отсутствие

напряженности; на это указывает также то, что нет становления, нет движения.

Бом: Это нечто такое, о чем трудно говорить с уверен-ностью.

Кришнамурти: Разумеется. Это невозможно доказать.

Бом: Но, с другой стороны, то, что мы сказали, насколь-ко оно...

Кришнамурти: ... может быть логически обоснованно.

Бом: Оно разумно, а также можно это ощущать. Но то, что вы утверждаете

относительно клеток мозга, я не ощущаю. Может быть, это и так; это могло бы

быть так.

Кришнамурти: Я думаю, это именно так. Мне не хоте-лось бы это

обсуждать. Когда ум живет во тьме и находится в постоянном движении,

происходит снашивание, разруше-ние клеток мозга.

Бом: Мы могли бы сказать, что конфликт является причиной разрушения

клеток мозга. Но кто-то может возра-зить, что даже и без конфликта они могли

бы разрушаться; разве лишь не так быстро. Если бы надо было жить, скажем,

сотни лет, то за это время, что бы мы ни делали, клетки мозга, возможно,

разрушились бы.

Кришнамурти: Не торопитесь.

Бом: Я охотно соглашусь, что скорость разрушения клеток может быть

уменьшена, если мы избавимся от конфликта.

Кришнамурти: Разрушение может быть замедлено.

Бом: И, возможно, значительно.

Кришнамурти: Значительно. На девяносто процентов.

Бом: Это мы могли бы еще понять. Но если вы скажете, на сто процентов,

то трудно будет поверить.

Кришнамурти: Девяносто процентов. Подождите. Воз-можно очень, очень

большое замедление. И что это означает? Что происходит с умом, когда в нем

нет конфликта? Каков этот ум, каково качество ума, в котором нет проблем?

Предположим, что такой ум живет в чистой, незагрязненной атмосфере, получая

правильное питание и т.д.; почему не может он прожить лет двести?

Бом: Ну, это возможно; некоторые люди, которые дыша-ли чистым воздухом

и питались хорошей пищей, достигали ста пятидесяти лет.

Кришнамурти: Но если бы у этих самых людей, которые жили по сто

пятьдесят лет, не было противоречий, конфлик-та, они могли бы жить гораздо

дольше.

Бом: Возможно, могли бы. Был такой случай, я читал об одном человеке в

Англии, который жил сто пятьдесят лет. Им заинтересовались доктора. Они

угостили его вином и обедом, а через несколько дней он умер.

Кришнамурти: Бедняга!

Собеседник: Кришнаджи, как вы обычно говорите, все, что живет во

времени, во времени и умирает.

Кришнамурти: Да, но мозг, получивший озарение, имеет измененные клетки.

Собеседник: Вы полагаете, что даже органический мозг не живет больше во

времени?

Кришнамурти: Да, не вводите время. Мы говорим, что озарение вызывает

изменение в клетках мозга. А это означа-ет, что клетки мозга не мыслят

больше в терминах времени.

Собеседник: Психологического времени?

Кришнамурти: Разумеется, это понятно.

Бом: Если клетки мозга не слишком повреждены, то они дольше будут

оставаться в порядке и, возможно, разрушение будет происходить значительно

медленнее. Мы могли бы увеличить предельный возраст со ста пятидесяти до

двухсот лет, если бы обеспечили здоровый образ жизни на всех уровнях.

Кришнамурти: Да, но все это звучит слишком тривиаль-но.

Бом: Конечно, тут, по-видимому, нет большой разницы, хотя идея

интересна.

Кришнамурти: Какая польза от того, что я проживу другую сотню лет? Мы

пытаемся выяснить,