Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

система не

может быть живой вечно, это невозможно.

Кришнамурти: Я не говорю о вечной жизни, хотя не уверен, что невозможно

жить вечно! Да, это очень серьезно, я не шучу.

Бом: Если бы все клетки тела и мозга были восстановле-ны, то весь

организм мог бы продолжать жить неопределенно долгое время.

Кришнамурти: Посмотрите, мы сейчас разрушаем тело тем, что пьем, курим,

злоупотребляем сексом и разными другими вещами. У нас предельно нездоровая

жизнь. Верно? Если бы тело было совершенно здоровым и с ним правильно бы

обращались, не допускали бы чрезмерных эмоций, пере-напряжения, ощущения

упадка, обеспечивали бы нормаль-ную работу сердца - тогда почему же нет?

Бом: Прекрасно...

Кришнамурти:... а что это означает? -- не разъезжать, не жить на

колесах и прочее в этом роде. ...

Бом: Никакого раздражения.

Кришнамурти: Если тело остается в одном и том же спокойном месте, то, я

уверен, оно может прожить значитель-но больше лет, чем оно живет сейчас.

Бом: Конечно, я думаю, это верно. Известно много случаев, когда в

спокойных местах люди живут более ста пятидесяти лет. Я думаю, все, о чем мы

говорим, возможно. Только в действительности вы ведь не считаете, что что-то

может жить вечно?

Кришнамурти: В самом деле, тело возможно сохранять здоровым, а

поскольку тело оказывает влияние на умствен-ную деятельность, на состояние

нервной системы, настроение и прочее -- то все это также можно сохранять

здоровым.

Бом: И если мозг сохранен в правильной деятельности... Кришнамурти: ...

да, без какого бы то ни было перена-пряжения.

Бом: Вы понимаете, мозг имеет колоссальное влияние на организм. Так,

гипофиз регулирует деятельность всей систе-мы желез в организме; мозг

регулирует также деятельность всех органов тела. Когда ум приходит в упадок,

начинает разрушаться тело.

Кришнамурти: Разумеется.

Бом: Они действуют согласованно.

Кришнамурти: Они идут вместе. Итак, может ли этот мозг, -- который не

является 'моим' мозгом -- который развивался в течение миллиона лет, имея

всякого рода губительные или приятные переживания...

Бом: Вы имеете в виду типичный, а не какой-то отдель-ный мозг, не мозг

отдельного индивида? Когда вы говорите 'не мой', вы подразумеваете мозг

человечества, верно?

Кришнамурти: Любой мозг.

Бом: Мозг всех людей подобен в своей основе.

Кришнамурти: Подобен. Это я и говорю. Может ли такой мозг быть свободен

от всего этого, от времени? Думаю, может.

Бом: Мы, наверно, могли бы обсудить, что значит быть свободным от

времени. Видите ли, сама эта идея - быть свободным от времени -

применительно к мозгу звучит бредово, но мы все, конечно, понимаем, что вы

не собираетесь остановить часы.

Кришнамурти: Научная фантастика и только!

Бом: Не означает ли это в действительности быть психо-логически

свободным от времени?

Кришнамурти: Когда не существует завтра. Бом: Мы же знаем, что завтра

есть. Кришнамурти: Но психологически... Бом: Не можете ли вы выразить яснее,

что вы имеете в виду, когда говорите: 'нет завтра'?

Кришнамурти: Что означает жить во времени? Давайте сначала возьмем одну

сторону, с тем, чтобы потом прийти к другой. Что значит жить во времени?

Жить надеждой, мыслить и жить в прошлом, действовать, исходя из знания

прошлого, иметь образы, иллюзии, предубеждения - все это результат прошлого.

Все это есть время, и это то, что создает хаос в мире.

Бом: Хорошо, допустим, мы говорим, что хотя мы не живем психологически

во времени, мы можем все же органи-зовывать нашу деятельность по часам. Но

когда кто-то скажет: 'Я не живу во времени, но должен сохранить за собой эту

должность', - вот тут возникает путаница. Понимаете?

Кришнамурти: Конечно, вы же не можете сидеть здесь вечно.

Бом: Так что вы говорите: 'Я смотрю на часы, но психологически не

пускаюсь в размышление о том, как буду чувствовать себя в следующий час,

когда исполнится мое желание и т.п.'.

Кришнамурти: Я просто говорю, что то, как мы сейчас живем, означает

жить в поле времени. Вот мы и создаем всякого рода проблемы и страдание.

Верно?

Бом: Да, но следовало бы пояснить, почему это неизбеж-но создает

страдание. Вы говорите, что если вы живете в поле времени, то страдание

неизбежно.

Кришнамурти: Неизбежно.

Бом: Почему?

Кришнамурти: Это просто.