пытаясь накопить знание о предме-те в целом. И вот вы говорите, что
это -- стереотип времени, и нам надо из него вырваться.
Кришнамурти: Если согласимся, что это так, то мы должны признать, что
мозг функционирует в стереотипе времени.
Бом: Тогда следует спросить, какой еще другой стерео-тип возможен?
Кришнамурти: Но ожидать...
Бом: Что возможно другое движение?
Кришнамурти: Нет. Сначала давайте это выясним, не просто на уровне
слов, а поглядим, что действительно проис-ходит. Так, вся наша деятельность,
наш образ жизни, все наше мышление связаны с временем или происходят в
соответствии с нашим представлением о времени.
Бом: Конечно, наше мышление о самих себе, любая попытка себя
анализировать, думать о себе предполагают этот процесс.
Кришнамурти: Процесс, который есть время. Верно?
Нарайан: В этом есть трудность: когда вы говорите о знании и опыте, то
их определенно объединяет энергия или сила, которая связывает вас.
Кришнамурти: Которая означает что? - Временную связь!
Нарайан: Временную связь и...
Кришнамурти: ... и следовательно, стереотип, повторя-ющийся столетиями,
тысячелетиями.
Нарайан: Да, но я говорю, что тут присутствует опреде-ленная сила
сцепления.
Кришнамурти: Разумеется, несомненно. Все иллюзии обладают чрезвычайной
живучестью.
Нарайан: Мало кому удается сквозь это прорваться.
Кришнамурти: Посмотрите только на все эти храмы, какой огромной
живучестью они обладают.
Нарайан: Нет, помимо храмов, личная человеческая жизнь имеет
определенную связующую силу, которая не отпускает его. От нее невозможно
освободиться.
Кришнамурти: Вы имеете в виду, что она вас удержива-ет?
Нарайан: Ее притяжение неодолимо, она, словно канат, тянет вас назад.
Вы не можете от этой силы освободиться, пока у вас не будет какого-то
инструмента, с помощью которого вы сможете действовать.
Кришнамурти: Мы собираемся выяснить, нет ли иного подхода к этой
проблеме.
Бом: Когда вы говорите о каком-то особом инструменте, это не совсем
ясно. Само понятие инструмента включает время, потому что пользование каким
угодно инструментом - это процесс, который вы планируете.
Кришнамурти: Время, все дело как раз в этом.
Нарайан: Именно по этой причине я пользуюсь словом 'инструмент'; мне
представляется оно более эффективным.
Кришнамурти: Оно не эффективно, а наоборот, - дес-труктивно. Итак, могу
ли я увидеть саму истину этого разрушительного свойства? Не просто
теоретически, не как идею, но как действительный факт? Если я могу так это
увидеть, то что тогда происходит? Мозг развился с течением времени, и он
функционирует, живет, действует, имеет мнения в этом временном процессе. Но
когда человек поймет, что все это способствует дряхлению мозга, когда он
увидит это как истину, - каким тогда будет следующий шаг?
Нарайан: Вы имеете в виду, что само видение гибельнос-ти такого пути
есть освобождающий фактор?
Кришнамурти: Да.
Нарайан: И это не требует какого-то особого инструмен-та?
Кришнамурти: Нет. Прошу вас, не употребляйте слово 'инструмент '.
Никакого другого фактора не существует. Мы заинтере-сованы в
прекращении этого усыхания и дряхления мозга и хотим выяснить, способен ли
сам мозг, его клетки и вся его структура полностью выйти из времени? Я не
говорю о бессмертии и всей подобной чепухе! Может ли мозг совершен-но выйти
из времени? В противном случае износ, усыхание и одряхление неизбежны, и
даже когда усыхание может не быть заметно, клетки мозга становятся более
слабыми и т.д.
Нарайан: Поскольку клетки мозга имеют материаль-ную, физическую
природу, они, так или иначе, с течением времени должны усыхать; и ничто,
конечно, не может этому воспрепятствовать. Клетки мозга, составляющие
мозговую ткань, не могут в физическом смысле быть бессмертными.
Бом: Скорость усыхания, пожалуй, в значительной сте-пени могла бы быть
замедлена. Если человек доживает до определенного возраста, и его мозг
начинает усыхать задолго до его смерти, то он становится дряхлым. А вот если
бы этот процесс разрушения мог быть замедлен, то...
Кришнамурти: ... Не только замедлен, сэр.
Бом: ... Хорошо, возрождать...
Кришнамурти:... Быть в состоянии не-занятости.
Бом: Я думаю, Нарайан говорит, что никакая материаль-ная