Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

пытаясь накопить знание о предме-те в целом. И вот вы говорите, что

это -- стереотип времени, и нам надо из него вырваться.

Кришнамурти: Если согласимся, что это так, то мы должны признать, что

мозг функционирует в стереотипе времени.

Бом: Тогда следует спросить, какой еще другой стерео-тип возможен?

Кришнамурти: Но ожидать...

Бом: Что возможно другое движение?

Кришнамурти: Нет. Сначала давайте это выясним, не просто на уровне

слов, а поглядим, что действительно проис-ходит. Так, вся наша деятельность,

наш образ жизни, все наше мышление связаны с временем или происходят в

соответствии с нашим представлением о времени.

Бом: Конечно, наше мышление о самих себе, любая попытка себя

анализировать, думать о себе предполагают этот процесс.

Кришнамурти: Процесс, который есть время. Верно?

Нарайан: В этом есть трудность: когда вы говорите о знании и опыте, то

их определенно объединяет энергия или сила, которая связывает вас.

Кришнамурти: Которая означает что? - Временную связь!

Нарайан: Временную связь и...

Кришнамурти: ... и следовательно, стереотип, повторя-ющийся столетиями,

тысячелетиями.

Нарайан: Да, но я говорю, что тут присутствует опреде-ленная сила

сцепления.

Кришнамурти: Разумеется, несомненно. Все иллюзии обладают чрезвычайной

живучестью.

Нарайан: Мало кому удается сквозь это прорваться.

Кришнамурти: Посмотрите только на все эти храмы, какой огромной

живучестью они обладают.

Нарайан: Нет, помимо храмов, личная человеческая жизнь имеет

определенную связующую силу, которая не отпускает его. От нее невозможно

освободиться.

Кришнамурти: Вы имеете в виду, что она вас удержива-ет?

Нарайан: Ее притяжение неодолимо, она, словно канат, тянет вас назад.

Вы не можете от этой силы освободиться, пока у вас не будет какого-то

инструмента, с помощью которого вы сможете действовать.

Кришнамурти: Мы собираемся выяснить, нет ли иного подхода к этой

проблеме.

Бом: Когда вы говорите о каком-то особом инструменте, это не совсем

ясно. Само понятие инструмента включает время, потому что пользование каким

угодно инструментом - это процесс, который вы планируете.

Кришнамурти: Время, все дело как раз в этом.

Нарайан: Именно по этой причине я пользуюсь словом 'инструмент'; мне

представляется оно более эффективным.

Кришнамурти: Оно не эффективно, а наоборот, - дес-труктивно. Итак, могу

ли я увидеть саму истину этого разрушительного свойства? Не просто

теоретически, не как идею, но как действительный факт? Если я могу так это

увидеть, то что тогда происходит? Мозг развился с течением времени, и он

функционирует, живет, действует, имеет мнения в этом временном процессе. Но

когда человек поймет, что все это способствует дряхлению мозга, когда он

увидит это как истину, - каким тогда будет следующий шаг?

Нарайан: Вы имеете в виду, что само видение гибельнос-ти такого пути

есть освобождающий фактор?

Кришнамурти: Да.

Нарайан: И это не требует какого-то особого инструмен-та?

Кришнамурти: Нет. Прошу вас, не употребляйте слово 'инструмент '.

Никакого другого фактора не существует. Мы заинтере-сованы в

прекращении этого усыхания и дряхления мозга и хотим выяснить, способен ли

сам мозг, его клетки и вся его структура полностью выйти из времени? Я не

говорю о бессмертии и всей подобной чепухе! Может ли мозг совершен-но выйти

из времени? В противном случае износ, усыхание и одряхление неизбежны, и

даже когда усыхание может не быть заметно, клетки мозга становятся более

слабыми и т.д.

Нарайан: Поскольку клетки мозга имеют материаль-ную, физическую

природу, они, так или иначе, с течением времени должны усыхать; и ничто,

конечно, не может этому воспрепятствовать. Клетки мозга, составляющие

мозговую ткань, не могут в физическом смысле быть бессмертными.

Бом: Скорость усыхания, пожалуй, в значительной сте-пени могла бы быть

замедлена. Если человек доживает до определенного возраста, и его мозг

начинает усыхать задолго до его смерти, то он становится дряхлым. А вот если

бы этот процесс разрушения мог быть замедлен, то...

Кришнамурти: ... Не только замедлен, сэр.

Бом: ... Хорошо, возрождать...

Кришнамурти:... Быть в состоянии не-занятости.

Бом: Я думаю, Нарайан говорит, что никакая материаль-ная