становится просто рутинным; я мыслю логично и мне, разумеется,
известны хитрые уловки логического подхода, но я продолжаю их повторять.
Нарайан: Это случается достаточно часто при рациональ-ном мышлении.
Кришнамурти: Разумеется.
Бом: Я думаю, тут существует зависимость от непрерыв-ного повторения
наших проблем.
Кришнамурти: Несомненно.
Бом: Понимаете, юристы, возможно, считают, что их мозг более
долговечен, потому что перед ними все время встают разные проблемы, и по
этой причине их мышление не может быть полностью рутинным.
Кришнамурти: Подождите. У них могут быть разные клиенты с различными
проблемами, но в своей деятельности они исходят из фиксированного знания.
Бом: Они, по-видимому, не только высказываются, им приходится выявлять
новые факты и т.д.
Кришнамурти: Их деятельность не является полностью рутинной, но в
основе ее лежит знание - прецедент, знание, почерпнутое из книг, и опыт
работы с различными клиента-ми.
Бом: Но тогда вы, наверно, должны сказать, что тут имеют место какие-то
другие, более тонкие формы дегенера-ции мозга, а не просто усыхание.
Кришнамурти: Верно. Это как раз то, что я хотел бы выяснить.
Бом: Видите ли, когда ребенок только родился, клетки его мозга имеют
очень мало перекрестных связей; постепенно их число возрастает, и когда
человек приближается к глубо-кой старости, они начинают вырождаться. Таким
образом качество этих перекрестных связей может быть плохим. Если, к
примеру, мы повторяем их слишком часто, они становятся слишком
фиксированными.
Нарайан: Все ли функции мозга ограничены рациональ-ными формами, или
существуют функции, которые имеют иное качество?
Бом: Известно, что большая часть мозга ведает жизнеде-ятельностью всего
организма, - мышц, различных органов и т.д., и эта часть мозга с возрастом
не усыхает, в то время как та его часть, которая ведает рациональным
мышлением, усыхает, если она не используется. Тогда, возможно, сущес-твуют
другие функции, которые совершенно неизвестны; иными словами, в
действительности мы очень мало знаем о мозге.
Кришнамурти: Мы говорим, что используется лишь часть мозга. Имеет место
только частичная его деятельность, частичная занятость, разумная или
неразумная. Но пока мозг занят, он должен оставаться в этой ограниченной
сфере. Сказали бы вы так?
Бом: А что произойдет, если мозг не будет занят? Мы допускаем, что он
мог бы проявлять тенденцию большую часть своего времени быть чисто
механически задействован-ным в ограниченном количестве функций; и это будет
вызы-вать некоторую, не очень заметную дегенерацию ткани мозга, поскольку
ничто иное не будет на нее воздействовать.
Кришнамурти: Не считаем ли мы, что одряхление есть результат
механического образа жизни, механического зна-ния, результат того, что мозг
не имеет свободы, не имеет пространства?
Бом: Это предположение. Нет необходимости в том, чтобы соглашаться со
всеми, кто занимается проблемами мозга. Они показали, что клетки мозга
начинают погибать в возрасте приблизительно тридцати или сорока лет, и этот
процесс протекает равномерно, хотя и возможно действие какого-то фактора. Не
думаю, что их измерения так совер-шенны, что они могут эффективно
определять, как именно используется мозг. Видите ли, это достаточно грубые
измере-ния, производимые статистическим путем. Но вы хотите предположить,
что смерть или вырождение клеток мозга наступает вследствие неправильного
использования мозга?
Кришнамурти: Совершенно верно. Это как раз то, что я пытаюсь выяснить.
Бом: Да, и имеется еще одно маленькое свидетельство, полученное от
самих ученых, хотя, я думаю, они не очень много об этом знают.
Кришнамурти: Видите ли, ученые, специалисты в облас-ти мозга' если
выразить это просто, ведут свои исследования извне, они не используют в
качестве морских свинок самих себя и не рассматривают сам предмет.
Бом: За исключением тех, кто исследует биологическую обратную связь;
они обычно стараются работать на самих себе, только очень опосредованным
образом.
Кришнамурти: Да, но я чувствую, что мы не располагаем для всего этого
достаточным временем.
Бом: Это исследование идет слишком медленно и оно не очень глубокое.
Кришнамурти: Итак, вернемся к пониманию того, что любая