нам необходимы.
Кришнамурти: Разумеется, до известного уровня.
Бом: Поэтому не ясно, какого рода знание вы подвергаете сомнению.
Кришнамурти: Я подвергаю сомнению опыт, который оставляет знание,
оставляет свой след.
Бом: Да, но какого рода след? Психологический?
Кришнамурти: Разумеется, психологический.
Бом: Вы скорее всего имеете в виду именно это знание в отличие от
знания в области техники, материальной области и пр. Но, видите ли, когда вы
употребляете слово 'знание' как таковое, оно имеет тенденцию включать в себя
все.
Кришнамурти: Мы сказали, что знание до известного уровня необходимо;
тут вы можете прибавлять, отбрасывать, продолжать, вносить изменения. У меня
вызывает сомнение психологическое знание, не является ли оно фактором
увяда-ния мозга.
Бом: Что вы понимаете под психологическим знанием? Знание об уме,
знание о самом себе?
Кришнамурти: Именно знание о себе и жизнь в этом знании, накапливание
этого знания.
Бом: Таким образом, если вы накапливаете знание о себе или своих
отношениях...
Кришнамурти: ... да, об отношениях. Именно это зна-ние. Не считаете ли
вы, что такое знание содействует пассив-ности мозга, ведет к его усыханию?
Бом: Вводит его в привычную колею.
Кришнамурти: Да.
Бом: Но надо понять, что речь идет о том знаний, которое создает
трудности.
Кришнамурти: Что представляет собой это знание, прино-сящее так много
беспокойства? Это знание создает трудности в наших отношениях.
Бом: Да, оно представляет помеху, потому что оно фиксируется в
сознании.
Кришнамурти: Если у меня есть представление о ком-либо, то это знание,
очевидно, будет препятствовать нашим отношениям. Оно создает стереотип.
Бом: Да, знание о себе, о нем и о том, как мы относимся друг к другу,
создает стереотип.
Кришнамурти: И следовательно, оно становится рути-ной, и мозг, таким
образом теряет свою энергию.
Бом: Да, и мне приходит мысль, что рутина в этой сфере более опасна,
чем, скажем, в сфере повседневной деятельнос-ти.
Кришнамурти: Совершенно верно.
Бом: И если рутина нашего повседневного труда способ-на иссушать мозг,
то в психологической сфере она может причинять гораздо больший вред, ибо
здесь ее воздействие гораздо сильнее.
Кришнамурти: Может ли мозг в психологической сфере быть полностью
свободным от такого рода знания? Смотрите! Я - бизнесмен и сажусь в машину,
автобус, такси или в поезд метро и думаю о том, что я собираюсь делать, с
кем предстоит мне встретиться по делам, связанным с бизнесом. Мой ум все это
время живет в данной сфере. Потом я прихожу домой, здесь жена и дети, секс и
все прочее. Здесь у меня тоже соответствующее психологическое знание, исходя
из которо-го, я действую. Итак, существует знание моего бизнеса и знание,
связанное с женой и моими реакциями, проявляемы-ми во взаимоотношении. Оба
эти знания находятся между собой в противоречии, о котором я пока не
подозреваю, и до поры до времени ношу их в себе. Когда же я это осознаю, оба
эти знания становятся фактором нарушения душевного рав-новесия.
Бом: Люди обнаруживают при этом, что жизнь их стала рутиной. Это им
надоедает, и они начинают...
Кришнамурти: ... разводиться, и тут происходит насто-ящий цирк!
Бом: У них может появиться надежда, что, занявшись каким-то делом, они
могут избавиться от своей скуки.
Кришнамурти: Да, хождением в церковь и пр. Любое бегство тут означает
заниматься делом. Итак, я спрашиваю, не является ли это психологическое
знание фактором увяда-ния мозга?
Бом: Оно могло бы быть фактором.
Кришнамурти: Оно есть.
Бом: Если может быть фактором ваше знание в области профессии или
мастерства, то психологическое знание -- фактор более мощный.
Кришнамурти: Разумеется, значительно более мощный.
Нарайан: Когда вы говорите о психологическом знании, вы проводите
различие между психологическим знанием и, скажем, знанием научным или
знанием о фактах?
Кришнамурти: Конечно, это мы уже сказали.
Нарайан: Но у меня есть некоторые опасения в отноше-нии притязаний
научного и других видов фактического знания на то, что они способны придать
мозгу широту, масштабность. Сами по себе они никуда не ведут, хотя они и
забирают энергию.
Кришнамурти: Доктор Бом показывает это очень ясно. Рациональное
мышление