Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

нам необходимы.

Кришнамурти: Разумеется, до известного уровня.

Бом: Поэтому не ясно, какого рода знание вы подвергаете сомнению.

Кришнамурти: Я подвергаю сомнению опыт, который оставляет знание,

оставляет свой след.

Бом: Да, но какого рода след? Психологический?

Кришнамурти: Разумеется, психологический.

Бом: Вы скорее всего имеете в виду именно это знание в отличие от

знания в области техники, материальной области и пр. Но, видите ли, когда вы

употребляете слово 'знание' как таковое, оно имеет тенденцию включать в себя

все.

Кришнамурти: Мы сказали, что знание до известного уровня необходимо;

тут вы можете прибавлять, отбрасывать, продолжать, вносить изменения. У меня

вызывает сомнение психологическое знание, не является ли оно фактором

увяда-ния мозга.

Бом: Что вы понимаете под психологическим знанием? Знание об уме,

знание о самом себе?

Кришнамурти: Именно знание о себе и жизнь в этом знании, накапливание

этого знания.

Бом: Таким образом, если вы накапливаете знание о себе или своих

отношениях...

Кришнамурти: ... да, об отношениях. Именно это зна-ние. Не считаете ли

вы, что такое знание содействует пассив-ности мозга, ведет к его усыханию?

Бом: Вводит его в привычную колею.

Кришнамурти: Да.

Бом: Но надо понять, что речь идет о том знаний, которое создает

трудности.

Кришнамурти: Что представляет собой это знание, прино-сящее так много

беспокойства? Это знание создает трудности в наших отношениях.

Бом: Да, оно представляет помеху, потому что оно фиксируется в

сознании.

Кришнамурти: Если у меня есть представление о ком-либо, то это знание,

очевидно, будет препятствовать нашим отношениям. Оно создает стереотип.

Бом: Да, знание о себе, о нем и о том, как мы относимся друг к другу,

создает стереотип.

Кришнамурти: И следовательно, оно становится рути-ной, и мозг, таким

образом теряет свою энергию.

Бом: Да, и мне приходит мысль, что рутина в этой сфере более опасна,

чем, скажем, в сфере повседневной деятельнос-ти.

Кришнамурти: Совершенно верно.

Бом: И если рутина нашего повседневного труда способ-на иссушать мозг,

то в психологической сфере она может причинять гораздо больший вред, ибо

здесь ее воздействие гораздо сильнее.

Кришнамурти: Может ли мозг в психологической сфере быть полностью

свободным от такого рода знания? Смотрите! Я - бизнесмен и сажусь в машину,

автобус, такси или в поезд метро и думаю о том, что я собираюсь делать, с

кем предстоит мне встретиться по делам, связанным с бизнесом. Мой ум все это

время живет в данной сфере. Потом я прихожу домой, здесь жена и дети, секс и

все прочее. Здесь у меня тоже соответствующее психологическое знание, исходя

из которо-го, я действую. Итак, существует знание моего бизнеса и знание,

связанное с женой и моими реакциями, проявляемы-ми во взаимоотношении. Оба

эти знания находятся между собой в противоречии, о котором я пока не

подозреваю, и до поры до времени ношу их в себе. Когда же я это осознаю, оба

эти знания становятся фактором нарушения душевного рав-новесия.

Бом: Люди обнаруживают при этом, что жизнь их стала рутиной. Это им

надоедает, и они начинают...

Кришнамурти: ... разводиться, и тут происходит насто-ящий цирк!

Бом: У них может появиться надежда, что, занявшись каким-то делом, они

могут избавиться от своей скуки.

Кришнамурти: Да, хождением в церковь и пр. Любое бегство тут означает

заниматься делом. Итак, я спрашиваю, не является ли это психологическое

знание фактором увяда-ния мозга?

Бом: Оно могло бы быть фактором.

Кришнамурти: Оно есть.

Бом: Если может быть фактором ваше знание в области профессии или

мастерства, то психологическое знание -- фактор более мощный.

Кришнамурти: Разумеется, значительно более мощный.

Нарайан: Когда вы говорите о психологическом знании, вы проводите

различие между психологическим знанием и, скажем, знанием научным или

знанием о фактах?

Кришнамурти: Конечно, это мы уже сказали.

Нарайан: Но у меня есть некоторые опасения в отноше-нии притязаний

научного и других видов фактического знания на то, что они способны придать

мозгу широту, масштабность. Сами по себе они никуда не ведут, хотя они и

забирают энергию.

Кришнамурти: Доктор Бом показывает это очень ясно. Рациональное

мышление