Кришнамурти: Таким образом, он оказывается узником самого себя. Что же
тогда остается?
Бом: Тогда это конец.
Кришнамурти: Конец ли?
Бом: Если это так, то конец. Если сам мозг не может это разрушить, то
людям, пожалуй, следовало бы попытаться выбрать какой-то другой путь решения
проблемы.
Нарайан: Когда мы говорим о мозге в том смысле, что он связан с
чувствами и нервной системой, то тут, конечно, существует биологическая
обратная связь. Есть ли какой-то другой инструмент, имеющий отношение к
мозгу, но иначе воздействующий на него?
Кришнамурти: Что вы имеете в виду? Какой-то другой фактор?
Нарайан: Какой-то другой фактор в самой человеческой структуре. Потому
что, очевидно, с помощью нервной систе-мы мозг получает питание, но этого
все же недостаточно. Не существует ли какой-то другой внутренний фактор,
который дает энергию мозгу?
Кришнамурти: Я хотел бы это рассмотреть. Мозг посто-янно занят
различными проблемами, проявляя цепкость, испытывая привязанность и т.д. Он
постоянно находится в состоянии озабоченности. Это, пожалуй, и есть главный
фактор. А если бы мозг не был обременен, был бы он тогда инертным? Если бы
он не был поглощен проблемами, разве у него не было бы энергии, необходимой
для того, чтобы сломать стереотипы?
Бом: Теперь у нас прежде всего возникает вопрос: ведь кто-то вполне мог
бы подумать, что если мозг не занят, то это происходит от того, что он
слишком легко относится к своим проблемам.
Кришнамурти: Что он стал ленивым и все прочее! Нет, этого я не думаю.
Бом: Если вы считаете, что мозг может быть незанятым, но все же
активным...
Кришнамурти: Разумеется. Именно это я имею в виду.
Бом: Тогда нам надо разобраться в том, какова природа этой активности.
Кришнамурти: Конечно. Мозг поглощен конфликтами, борьбой, своими
привязанностями, страхами и наслаждени-ями. А эта поглощенность дает мозгу
свою энергию. Если он не обременен, станет ли он ленивым, размякшим и тем
самым утратившим свою гибкость, - возможно ли это? Или же это состояние,
когда мозг не занят, даст ему необходимую энергию, чтобы сломать стереотипы?
Бом: Что позволяет вам думать, что случится именно так? На днях мы с
вами выясняли, препятствуют ли интел-лектуальная деятельность и мышление
разрушению и усыханию мозга.
Кришнамурти: Пока он мыслит, движется, он живет.
Бом: Мыслит разумным образом; тогда он остается сильным.
Кришнамурти: Да, это то, на что я также хочу обратить внимание. Пока
мозг функционирует, движется, мыслит разумно,...
Бом: ... он остается сильным. Если же он начинает действовать
неразумно, он разрушается. Точно также, когда он увязает в рутине, он
начинает умирать.
Кришнамурти: Именно так. Если мозг захвачен какой бы то ни было
рутиной, - рутиной медитации или рутиной священников.
Бом: Или рутиной повседневной жизни фермера...
Кришнамурти: ... фермера и т.д., то он постепенно становится тупым.
Бом: Не только тупым, он, очевидно, усыхает.
Кришнамурти: Усыхает физически.
Бом: Некоторые клетки, возможно умирают? Кришнамурти: К физическому
усыханию ведет и противо-положная крайность - постоянная занятость,
монотонный повседневный труд, когда человек думает, думает, думает! А нам
кажется, что это предотвращает усыхание.
Бом: Опыт как будто определенно показывает, что это происходит от
всякого измерения, сравнения, которыми занят мозг.
Кришнамурти: Да, конечно. Это так.
Бом: Мозг начинает усыхать в определенном возрасте. Теперь наукой
установлено, что как только тело перестает пользоваться какими-то мышцами,
они начинают терять свою упругость...
Кришнамурти: Итак, делайте больше упражнений!
Бом: Говорят, надо упражнять тело и упражнять мозг.
Кришнамурти: Безусловно. Если же он в плену какого-то стереотипа, какой
бы то ни было рутины, установки, то он должен усыхать.
Бом: Не могли бы мы разобраться в том, что заставляет его усыхать?
Кришнамурти: Это достаточно просто - повторение.
Бом: Повторение механично, и при этом нет реальной пользы от всего
объема мозга.
Кришнамурти: Уже замечено, что люди, которые прово-дят многие годы в
медитации - это наиболее тупые люди на земле. Так же обстоит дело с юристами
и профессорами, имеются многочисленные этому свидетельства.