19 апреля 1980
Охай, Калифорния.
Старение и клетки мозга
Кришнамурти: Я хотел бы поговорить с вами и, может быть, также с
Нарайаном*, о том, что происходит с человечес-ким мозгом. Мы живем в
условиях высоко развитой цивили-зации, но в то же время внутренне остаемся
варварами. Где-то глубоко в нас живет ужасающий эгоизм, который мы научились
облачать в одежды высокой духовности. Челове-ческий мозг развивался в
течение многих тысяч лет, но, тем не менее, он пришел к тому губительному
состоянию, когда он всюду сеет рознь, всюду несет разрушение, -- мы все это
знаем. И вот я задаюсь вопросом, не означает ли это, что человеческий мозг -
не какой-то отдельный мозг, а мозг человека как таковой - вырождается? Не
означает ли это, что он медленно, но неуклонно приходит в состояние упадка?
И возможно ли за время человеческой жизни добиться полного восстановления
мозга, чтобы он стал снова прежним, свежим, незагрязненным? Меня интересует
это, и хотелось бы это обсудить.
Я думаю, что человеческий мозг - это не какой-то отдельный мозг; он не
принадлежит мне или кому-то еще. Это мозг, который эволюционировал миллион
лет. И в этой эволюции он накопил огромнейший опыт, приобрел знание, но
также всю жестокость, грубость, бессердечность эгоизма. Существует ли для
него возможность избавиться от всего этого и стать другим? Ибо он
функционирует, несомненно, в рамках определенных стереотипов. Он всегда
действует в небольшой сфере, в узких пределах какой-то социальной модели - в
сфере религии, науки, бизнеса или семьи. Эти сферы между собой все время
сталкиваются, и нет, кажется, этому конца. Что может прекратить это
формирование стере-отипов, так чтобы не только не возникало новых, но была
разрушена вся система стереотипов, независимо от того, хотим мы этого или
нет? К тому же мозг испытывает так много потрясений, такое напряжение сил,
ощущает такое давление, что если он не способен обновить или омолодить себя
сам, то у нас остается очень мало надежды. Вы согласны?
Дэвид Бом: Видите ли, трудность тут представляет сам мозг. Если вы
думаете о его структуре, то проникнуть в нее мы не можем, физически.
Кришнамурти: Физически мы не можем. Я знаю, мы обсуждали это. Тогда как
же нам к этому подойти? Специа-листы могут рассматривать мозг, они могут
исследовать мозг мертвого человека, но это ведь не решает проблемы. Верно?
Бом: Да.
Кришнамурти: Так что же человеку остается делать, если он знает, что
мозг не может быть изменен извне? Ученый, специалист в области мозга,
невролог объясняют различные явления, но их объяснения, их исследования не
ведут к решению проблемы.
Бом: И у нас нет оснований считать, что они могут эту проблему решить.
Кришнамурти: Да, нет оснований.
Бом: Некоторые люди, занимающиеся вопросами иссле-дования обратной
связи в биологических объектах, считают, что способны влиять на мозг,
подключая какой-то прибор к электрической сети и следя за показаниями по его
шкале; этим способом можно изменять сердечный ритм, кровяное давление и
другие показатели. Эти люди питают надежду, что что-то может быть сделано.
Кришнамурти: Но они не достигают результатов.
Бом: Они не могут добраться очень далеко.
Кришнамурти: А мы, извините, не можем ожидать, что эти ученые и их
метод исследования обратной биосвязи разрешат проблему. Что же нам делать?
Бом: Следующий вопрос таков: способен ли мозг осоз-нать свою
собственную структуру?
Кришнамурти: Может ли мозг осознавать свое движе-ние, и не только
осознавать, но и обладать достаточной энергией, чтобы сломать все стереотипы
и двигаться незави-симо от них?
Бом: Следует задать вопрос: в какой степени мозг обла-дает свободой,
чтобы вырваться из стереотипов?
Кришнамурти: Что вы имеете в виду?
Бом: Видите ли, если вы начинаете с утверждения, что мозг в плену
стереотипа, то это может быть и не так.
Кришнамурти: Но это очевидно.
Бом: Лишь в той степени, в какой мы способны это видеть. Мозг может не
обладать достаточной свободой и может не иметь достаточно сил, чтобы
вырваться из стерео-типа.
Кришнамурти: Это я и сказал: нет у него достаточно энергии, достаточно
силы.
Бом: Да, он, может быть, не в состоянии совершить то действие, которое
ему необходимо, чтобы освободиться.