значимого.
Кришнамурти: Ничто из этого не имеет значения для человека, который
здесь, но тот, который там, соответственно своему видению, говорит, что это
полно значения, и что это не выдумано его мыслью.
Хорошо, давайте отвлечемся от беспредельности и всего этого. 'X'
говорит, что, быть может, появится человек десять, обладающих таким
видением, и это окажет воздейст-вие на общество. Это не будет коммунизм,
социализм, та или иная политическая перестройка. Это будет нечто совершенно
другое, и основано оно будет на разумности и сострадании.
Бом: Конечно, если бы эти десять человек были, то уж они нашли бы
способ распространиться, значительно увели-чить свое число.
Кришнамурти: Это как раз то, что я пытаюсь делать.
Бом: Что вы имеете в виду?
Кришнамурти: 'X' приносит с собой универсум, а я превращаю его в нечто
тривиальное.
Бом: Не считаете ли вы, что если бы все человечество это поняло, оно
стало бы совершенно другим?
Кришнамурти: О, да, несомненно!
Бом: И это было бы чем-то новым...
Кришнамурти: ... Это был бы рай на земле.
Бом: Это была бы, наверное, организация нового типа.
Кришнамурти: Разумеется. Но я этим отнюдь не удов-летворен. Я не
'удовлетворен' тем, что мы низводим беспред-ельность до смысла каких-то
немногих слов. Это так глупо, просто удивительно. Видите ли, человек,
подобный 'У', мыслит в таких понятиях, как 'покажите мне', 'докажите это
мне', 'какая польза от этого?', 'повлияет ли это на мое будущее?' -- вы
следите? Он заинтересован во всем этом. И он глядит на 'X' глазами своей
ограниченности! Он низведет эту огромность до уровня собственной
ограниченности, поместит ее в храме и тем самым полностью ее утратит. Но 'X'
говорит:
'Я не мог бы увидеть, если бы даже глядел на это; это так огромно,
прошу вас, посмотрите'. Но 'У' всегда восприни-мает это с точки зрения
показа, доказательства или полезнос-ти. Он всегда заинтересован именно в
этом. 'X' несет свет. Это все, что он может делать. Неужели этого
недостаточно?
Бом: Нести свет, который позволил бы другим людям быть открытым этой
огромности?
Кришнамурти: А разве не так? Мы видим лишь малую часть, но эта совсем
малая часть простирается в бесконеч-ность.
Бом: Малая часть чего?
Кришнамурти: Мы видим огромное только как очень малую часть. И эта
огромность есть весь универсум. Я не могу помочь, но думаю, что это должно
оказать потрясающее воздействие на 'У', на общество.
Бом: Восприятие этого, несомненно, должно оказать свое действие, но
сознание общества в данный момент кажется слишком далеким от этого.
Кришнамурти: Понимаю.
Бом: А вы все же полагаете, что воздействие проявляет-ся?
Кришнамурти: Да.
Собеседник: Считаете ли вы, что восприятие даже малой части - это
восприятие бесконечного?
Кришнамурти: Да, безусловно.
Собеседник: Не является ли это, само по себе фактором изменения?
Бом: Вы считаете, что подобный фактор мог бы отвести человечество от
принятого им курса, от того опасного пути, по которому оно идет?
Кришнамурти: Да, я так думаю. Но для того, чтобы возможно было
отказаться от этого гибельного для человечес-тва курса, кто-то должен
слушать. Верно? Кто-то должен слушать - пусть десять человек!
Бом: Да.
Кришнамурти: Слушать этот зов беспредельности.
Бом: И беспредельность могла бы отвести человека от опасного курса.
Индивид сделать это не может.
Кришнамурти: Да. Индивид, очевидно, этого сделать не может. Но 'X',
которого считают индивидом, уже протоптал тропу и говорит: 'Слушай'. Но
человек не слушает.
Бом: Возможно ли выяснить, как заставить людей слу-шать?
Кришнамурти: Нет, тогда мы возвращаемся назад!
Бом: Что вы имеете в виду?
Кришнамурти: Не действовать; вы ничего не должны делать.
Бом: Что значит, ничего не делать?
Кришнамурти: Я сознаю: что бы я ни делал как 'У', - принесение ли
жертвы, практика, отречение - что бы я ни делал, я по-прежнему живу в этом
круге тьмы. Именно так говорит 'X': 'Не действуй; ты ничего не должен
делать'. - Вы понимаете? Но это прошло мимо 'У', который делает все, кроме
того, чтобы остановиться и понять, что происходит. Мы должны твердо этому
следовать, сэр, иначе, при такой позиции 'У', все это действительно
безнадежно.