Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

бы такой человек, обладающий всей полнотой энергии, был вынужден свести

всю ее к ничтожным пустякам, - это было бы нелепо.

Бом: Позвольте мне задать вопрос. Почему первооснова нуждается в этом

человеке, чтобы воздействовать на челове-чество? Почему она сама не может

непосредственно воздей-ствовать на человечество и все ему прояснить?

Кришнамурти: О, подождите, подождите. Выспрашива-ете, почему

первооснова испытывает потребность в том,

чтобы действовать?

Бом: Почему первооснова нуждается в отдельном челове-ке, чтобы

воздействовать на человечество?

Кришнамурти: Это я могу легко объяснить. Она -- часть всего сущего, как

звезды.

Собеседник: Может ли эта огромность воздействовать непосредственно на

человечество? Не должна ли она вдохно-вить человека, чтобы войти в сознание

человечества?

Кришнамурти: Мы говорим о чем-то еще. Я хочу выяс-нить, собирается ли

'X' ограничиваться только тем, чтобы писать и говорить; это так мало и

незначительно. И другой вопрос - почему первооснова нуждается в этом

человеке? Она не нуждается в нем.

Бом: Но когда он есть, первооснова будет его использо-вать.

Кришнамурти: Верно.

Бом: А не могла бы сама первооснова как-то это прояс-нить?

Кришнамурти: Это я хочу понять. Поэтому всячески стараюсь выразить ту

мысль, что первооснова не нуждается в человеке, но соприкасается с ним.

Бом: Да.

Кришнамурти: Первооснова пользуется человеком, да-вайте скажем, что он

служит ей. Он -- часть этого движения. Разве не все этим сказано? Вы

понимаете, что я имею в виду? Не задаю ли я неверный вопрос? Почему он

должен кроме этого еще что-то делать?

Бом: Пожалуй, он ничего не должен делать.

Кришнамурти: Само это 'ничегонеделание' могло бы быть действием.

Бом: Ничегонеделание - это проявление действия перво-основы. Возможно,

это так. В ничегонеделании, которое не имеет определенной цели...

Кришнамурти: Верно. Не имеет никакого конкретного содержания, которое

могло бы быть выражено человеческим языком.

Бом: Да, но, ничего не делая, он все же в высшей степени активен.

Собеседник: Возможно ли для этого человека действие, которое вне

времени?

Кришнамурти: Он есть то...

Собеседник: Тогда мы не можем от этого человека требовать результата.

Кришнамурти: Ему не нужны результаты.

Собеседник: Но 'У' требует результата.

Кришнамурти: Нет. Возможно, 'X' скажет, что он заинтересован в беседе и

т.д., но это не так важно, потому что существует мощное поле, которое должно

воздействовать на все человечество.

Бом: Есть аналогия, быть может, не очень подходящая, но мы могли бы к

ней обратиться. В химии катализатор делает возможным определенное действие

без того, чтобы он сам принимал в нем участие; просто важно, чтобы он

присут-ствовал и был тем, что он есть.

Кришнамурти: Да, не это ли и происходит? Хотя и в малом масштабе.

Бом: Да.

Собеседник: Хотя 'У' мог бы сказать, что ничего не происходит, что мир

по-прежнему пребывает в хаосе. Обретет ли мир истину благодаря деятельности

этого человека?

Кришнамурти: 'X' говорит: 'Извините, тут даже нет вопроса. Я не

стремлюсь что-то улучшать. Это не математи-ческая или техническая проблема,

чтобы можно было пока-зать или доказывать'. 'X' говорит, что он познал

человечес-кую жизнь от ее истоков до самого конца, и что существует движение

вне времени. Первооснова, которая есть универ-сум, космос, которая есть все,

не нуждается в человеке, но человек натолкнулся на нее. И он по-прежнему

человек в мире, он говорит: 'Я пишу и делаю то или другое не для того, чтобы

доказать бытие первоосновы или что-то совершить'. 'X' действует просто из

сострадания. Но существует гораздо более великое движение, которое неизбежно

играет свою роль в мире.

Собеседник: Не выполняет ли это великое движение свою роль через 'X'?

Кришнамурти: Несомненно. 'X' говорит, что существу-ет еще что-то, что

невозможно выразить словами. 'Что делать, -- спрашивает 'X', -- если такой

человек, как 'У', ничего не хочет понять, если он тотчас же все обращает в

иллюзию?' Но 'X' говорит, что существует что-то еще. Иначе все это было бы

несерьезно.

Бом: В настоящее время широкое распространение полу-чил взгляд, что

универсум не имеет значения, что он как был, так и есть, все просто

случается, и нет в этом ничего сколько-нибудь