чему я стараюсь подойти?
Бом: Да, что только это движение существует.
Кришнамурти: Способен ли ум обладать качеством этого движения? Оно вне
времени, и, следовательно, бессмертно.
Бом: Да, это движение не знает смерти; и поскольку ум в нем участвует,
он - един с этим движением.
Кришнамурти: Вы понимаете, о чем я говорю?
Бом: Да. Но что умирает, когда умирает индивид?
Кришнамурти: Это не имеет значения после того, как я однажды понял, что
не существует разделения...
Бом: ... тогда это не важно.
Кришнамурти: О, смерть тела; это так тривиально. Но вы поняли? Я хочу
особенно выделить значение утверждения, что разделения не существует. Это
утверждение устраняет колдовские чары моей тьмы, и я вижу: существует
движение, вот и все. А это означает, что смерть имеет очень малое значение.
Бом: Да.
Кришнамурти: Вы полностью устранили страх смерти.
Бом: Да, я понял, что когда ум участвует в этом движении, он сам есть
это движение.
Кришнамурти: Вот и все! Ум есть это движение.
Бом: Можно ли сказать, что материя - также есть это движение?
Кришнамурти: Да, я хотел бы сказать, что все является этим движением. В
моей тьме я услышал то, что говорит 'X'. И это самое важное. А ясность того,
что он говорит, разруши-ла чары, которыми я был околдован. Сказав, что не
существу-ет разделения, он уничтожил разделение между жизнью и смертью. Не
знаю, увидели ли вы это?
Бом: Да.
Кришнамурти: Никто не сможет тогда сказать: 'Я бес-смертен'. Это было
бы так по-детски.
Бом: Да, это означает разделение.
Кришнамурти: Или 'Я ищу бессмертия'. Или 'Я станов-люсь'. Мы лишили
всякого смысла движение во тьме.
Собеседник: В чем тогда значение всего нашего мира? Имеет ли он вообще
значение?
Кришнамурти: Мир?
Собеседник: Вместе с человеком.
Бом: Вы имеете в виду общество?
Собеседник: Да, вы, кажется, подразумеваете именно общество, когда
утверждаете, что не существует разделения, и жизнь есть смерть - какое
значение имеет тогда человек, со всей его борьбой...?
Кришнамурти: Человек во тьме. Что имеет тут значение? Это все равно,
что бушевать в запертой камере. В этом все дело.
Бом: Значение может появиться лишь тогда, когда тьма рассеется.
Кришнамурти: Безусловно.
Собеседник: Единственное, что имеет значение - это рассеяние тьмы.
Кришнамурти: О, нет, нет!
Бом: Не собираемся ли мы сказать, что существует что-либо более важное,
чем рассеяние тьмы?
Кришнамурти: Я слушал очень внимательно все, что вы, человек,
получивший озарение, говорите. То, что вы сделали - вы рассеяли центр. Во
тьме я мог выдумывать множество вещей, имеющих высокое значение: что
существует свет, существует Бог, красота, существует то или другое. Но это
все еще сфера тьмы. Пойманный в пространстве, полном тьмы, я могу
придумывать множество картин, но это меня не влечет. Я хочу выяснить, кто
получает озарение и, следова-тельно, кто рассеивает тьму и обладает
пониманием первоос-новы -- движения вне времени? Ум? Не является ли сам ум
этим движением?
Бом: Да, но он не выражает всей его полноты. Ум есть это движение, но
мы говорим, что движение есть материя, что движение есть ум. И мы говорили,
что первооснова, возмож-но, - за пределами ума универсума. Вы говорили
ранее, что это движение, движение как первооснова есть нечто большее, чем ум
универсума, чем пустота.
Кришнамурти: Мы говорили это: гораздо большее.
Бом: Гораздо большее. Но нам требуется это пояснить. Мы говорим, что ум
есть это движение.
Кришнамурти: Да, ум есть это движение.
Бом: Мы не говорим, что это движение есть только ум?
Кришнамурти: Нет, нет, нет.
Бом: Это тот момент, который мне хотелось бы уточнить.
Кришнамурти: Ум есть это движение - ум как 'первоос-нова'.
Бом: Но мы говорили, что первооснова выходит за пределы ума.
Кришнамурти: Теперь минуту: что вы подразумеваете, когда говорите 'за
пределы ума'?
Бом: Мы просто возвращаемся к тому, что мы обсуждали несколько дней
тому назад. Мы сказали, что имеем пустоту, ум универсума, а затем, за
пределами этого, вне этого - первооснову.
Кришнамурти: Можно ли сказать, что за пределами этого существует
движение?
Бом: Да. Ум возникает из этого движения как из первоосновы и к
первооснове возвращается.