давать показания по-иному. При этом мысль и разум как бы
объединяются в своем действии.
Кришнамурти: Да. Но мы можем спросить, что означает действие
применительно к разуму, -- верно?
Бом: Да.
Кришнамурти: Что означает действие применительно к разуму, и необходима
ли для осуществления такого дейст-вия мысль?
Бом: Да, прекрасно. Мысль нужна, и эта мысль указы-вает, очевидно, в
сторону материи. Но она как-будто указы-вает в обе стороны, также и в
сторону разума. Один из вопросов, который всегда приходит на ум, состоит в
следую-щем: должны ли мы сказать, что разум и материя - это всего лишь
проявление своеобразия в единстве или они различны по существу?
Действительно ли они раздельны?
Кришнамурти: Я думаю, они раздельны, они различны.
Бом: Они различны, но являются ли они действительно раздельными?
Кришнамурти: Что вы понимаете под словом 'раздель-ные'? Не имеющие
связи, не соприкасающиеся друг с дру-гом, не имеющие общего источника?
Бом: Да. Имеют ли они общий источник?
Кришнамурти: В этом-то как раз все дело. Мысль, материя и разум --
имеют ли они общий источник? [Долгая пауза] Думаю, имеют...
Бом: Конечно, ведь иначе не могло бы быть никакой гармонии.
Кришнамурти: Но, как видите, мысль покорила мир. Понимаете? --
покорила.
Бом: Господствует над миром.
Кришнамурти: Мысль, интеллект, господствует над миром. И потому для
разума здесь остается очень мало места. Когда что-то одно господствует,
другое должно находиться в подчиненном положении.
Бом: Не знаю, относится ли мой вопрос к делу, но хотелось бы знать, как
это случилось.
Кришнамурти: Это весьма просто.
Бом: И что бы вы сказали?
Кришнамурти: Мысль должна обладать безопасностью:
она ищет безопасности во всем своем движении.
Бом: Да.
Кришнамурти: Но разум безопасности не ищет, он ее не имеет. В разуме не
существует идеи безопасности. Разум сам по себе вне тревог, а не то, чтобы
он 'искал безопасности'.
Бом: Да, но как же тогда получилось, что разум позво-лил, чтобы над ним
господствовали?
Кришнамурти: О, это достаточно ясно. Наслаждение, комфорт, физическая
безопасность... Прежде всего физичес-кая безопасность; безопасность в
отношениях, безопасность в действии, безопасность...
Бом: Но это же иллюзия безопасности!...
Кришнамурти: Разумеется, иллюзия.
Бом: Вы могли бы сказать, что мысль отбилась от рук, перестала
подчиняться порядку, следовать велению разума, или, по крайней мере, быть в
гармонии с разумом, и начала действовать своей волей.
Кришнамурти: Сама по себе.
Бом: Ища безопасности, наслаждения и тому подобного.
Кришнамурти: Как мы говорили на днях во время нашей беседы, весь
западный мир основан на мере; а восточный мир пытался выйти за ее пределы.
Но в качестве средства при этом использовалась мысль.
Бом: Пытались, так или иначе.
Кришнамурти: Они старались выйти за пределы измере-ний, употребляя для
этого мысль, и оказались в ловушке мысли. Так вот, безопасность, физическая
безопасность явля-ется необходимой; поэтому физическое существование,
физи-ческие удовольствия, благополучие приобрели колоссальную важность.
Бом: Да, я немного думал об этом. Если вы возвращаетесь назад, к
животному, то налицо инстинктивная реакция, направленная к удовольствию и
безопасности, и это правиль-но. Но теперь, когда в дело вступает мысль, она
может ослепить инстинкт и создать всевозможные соблазны: больше
удовольствия, больше безопасности. Инстинкты недостаточ-но разумны, чтобы
иметь дело со сложностью мысли, и поэтому мысль пошла по неверному пути,
возбуждая инстин-кты, а инстинкты требовали большего.
Кришнамурти: Таким образом, мысль действительно создала мир иллюзии,
разложения, смятения и отстранила разум.
Бом: Значит, как мы говорили раньше, все это сделало мозг весьма
хаотичным и шумным; а разум есть безмолвие мозга; поэтому шумный мозг
неразумен.
Кришнамурти: Конечно, шумный мозг неразумен!
Бом: Итак, это более или менее объясняет первопричину всего.
Кришнамурти: Мы пытаемся выяснить, каковы взаимо-отношения в действии
между мыслью и разумом. Все есть действие или бездействие. И как это
соотносится с разумом? Мысль производит хаотическое, фрагментарное действие.
Бом: