есть, мы проецируем взаимоотношение. Но существует ли оно
вообще?
Бом: Это зависит от того, что вы подразумеваете под взаимоотношением.
Кришнамурти: Взаимоотношение - это быть в контакте, это узнавать друг
друга, ощущать соприкосновение друг с другом.
Бом: Кстати, слово 'взаимоотношение' может означать и еще кое-что.
Кришнамурти: Какое другое значение оно имеет?
Бом: Например, параллель, не так ли? Гармония двух. Две вещи могут
иметь взаимоотношение без контакта, а просто, пребывая в гармонии друг с
другом.
Кришнамурти: Означает ли гармония движение обоих элементов в одном и
том же направлении?
Бом: Она могла бы также в каком-то смысле означать поддержание того же
самого порядка.
Кришнамурти: Того же самого порядка: одинаковое направление, одна и та
же глубина, напряженность - все это есть гармония. Но может ли мысль
когда-либо быть гармо-ничной? Мысль как движение, не статичная мысль.
Бом: Понимаю. Есть такая мысль, которую вы абстраги-руете как
статичную, скажем, в геометрии, и она может обладать некоторой гармонией; но
мысль, какой она бывает в действительном движении, всегда противоречива.
Кришнамурти: Поэтому она не обладает гармонией в самой себе. А разум
обладает гармонией в самом себе.
Бом: Думаю, я вижу причину недоразумения. Мы имеем статические продукты
мысли, и кажется, что они обладают некоторой относительной гармонией. Но эта
гармония в действительности есть результат разума, по крайней мере, мне так
кажется. В математике мы можем получить некото-рую относительную гармонию
продукта мысли, несмотря на то, что действительное движение мысли математика
не обя-зательно бывает гармоничным. И вот эта гармония, которая является в
математике, представляет собой результат разума, не правда ли?
Кришнамурти: Продолжайте, сэр.
Бом: Эта гармония несовершенна, потому что всякая форма математики, как
это доказано, имеет некоторые огра-ничения; вот почему я называю ее только
относительной.
Кришнамурти: Да. Теперь посмотрим, есть ли гармония в движении мысли?
Если она есть, то мысль имеет взаимоот-ношения с разумом. Если гармонии нет,
а существуют только
противоречия и тому подобное, то мысль не имеет взаимоот-ношений с
разумом.
Бом: Не хотите ли вы сказать, что мы могли бы пол-ностью обойтись и без
мысли?
Кришнамурти: Я бы повернул вопрос в ином направле-нии. Разум пользуется
мыслью.
Бом: Хорошо. Но как может он использовать нечто дисгармоничное?
Кришнамурти: Выражение, общение, основанные на противоречивой,
дисгармоничной мысли, могут создавать только то, что мы видим в мире.
Бом: Но в том, что делается мыслью, должна все же существовать гармония
в каком-то ином смысле, как мы это только что описали.
Кришнамурти: Давайте, не спеша, рассмотрим этот вопрос. Прежде всего,
можем ли мы выразить в словах, положительно или отрицательно, что такое
разум, и что не является разумом? Или это невозможно, так как слова суть
мысль, время, измерение и так далее?
Бом: Мы не можем выразить это словами. Мы пытаемся наметить путь. Можем
ли мы сказать, что мысль в состоянии функционировать как стрелка,
указывающая на присутствие разума, и тогда ее противоречивость не имеет
значения?
Кришнамурти: Это верно. Верно.
Бом: Потому что мы пользуемся ею не ради ее содержа-ния или смысла, а,
скорее, как стрелкой, которая указывает за пределы сферы времени.
Кришнамурти: Итак, мысль есть указатель. Содержани-ем является разум.
Бом: Тем содержанием, на которое мысль указывает.
Кришнамурти: Да. А не можем ли мы подойти к вопросу совершенно
по-иному? Можем ли мы сказать, что мысль бесплодна?
Бом: Да. Когда она движется сама по себе, - да.
Кришнамурти: Что является движением механическим и прочее. Мысль -
указатель, но без разума указатель ничего не значит.
Бом: Не могли бы мы сказать, что разум считывает данные указателя? Ведь
если указатель никто не будет видеть, то он не даст никаких указаний.
Кришнамурти: Совершенно верно. Таким образом, ра-зум необходим. Без
него мысль вообще не имеет никакого значения.
Бом: А не можем ли мы сказать, что когда мысль неразумна, ее показания
весьма запутанны?
Кришнамурти: Да, в том смысле, что они не имеют отношения к разуму.
Бом: Неразумны, бессмысленны и тому подобное. А благодаря разуму мысль
начинает