Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

дальше.

Зависит ли разум от мозга -- мы уже подошли к этому пункту? Или когда мы

употребляем слово 'зависит', - что мы подразумеваем под этим?

Бом: Здесь существует несколько возможных значений. Может быть простая

механическая зависимость. Но есть и другой род зависимости: одно не может

существовать без другого. Если я скажу: 'мое существование зависит от пищи',

это не означает, что все, что я думаю, предопределено тем, что я ем.

Кришнамурти: Да, конечно.

Бом: Я полагаю, что разум в своем существовании зависит от мозга,

который может указывать на отсутствие гармонии, но мозг не имеет ничего

общего с содержанием разума.

Кришнамурти: Итак, если мозг не пребывает в гармо-нии, может ли разум

функционировать?

Бом: В этом весь вопрос.

Кришнамурти: Это то, о чем мы говорим. Разум не может функционировать,

если мозг поврежден.

Бом: А если разум не функционирует, существует ли он? Разуму для его

существования как будто требуется мозг.

Кришнамурти: Но мозг - это всего лишь прибор.

Бом: Который указывает на гармонию или дисгармонию.

Кришнамурти: Но он не является творцом разума.

Бом: Нет.

Кришнамурти: Давайте постепенно углубимся в этот вопрос.

Бом: Мозг не создает разум, но он является прибором, который помогает

разуму функционировать.

Кришнамурти: Это так. Если мозг функционирует в пределах поля времени,

движется вверх и вниз, в положи-тельную или отрицательную сторону, может ли

разум действовать в таком движении времени? Или этот прибор должен быть

спокоен для того, чтобы разум действовал?

Бом: Да, я бы, пожалуй, выразил это несколько по-иному. Спокойствие

прибора и есть действие разума.

Кришнамурти: Да, это верно. Оба они неотделимы.

Бом: Они представляют собой одно и то же. Неспокойное состояние прибора

есть отсутствие действия разума.

Кришнамурти: Верно.

Бом: Но я думаю, было бы полезно вернуться к вопросам, возникающим во

всем научном и философском мышлении. Не хотели бы вы поставить вопрос так:

имело бы какой-то смысл существование разума независимо от материи?

Неко-торые люди убеждены в том, что разум и материя обладают своего рода

обособленным существованием. Возможно, этот вопрос не относится к делу, но я

думаю, что стоит его рассмотреть, чтобы тем самым способствовать успокоению

ума. Вопросы, на которые невозможно дать ясный ответ, -одна из причин

беспокойства ума.

Кришнамурти: Сэр, вы говорите 'способствовать успоко-ению ума', - но

разве мысль поможет пробуждению разума? Вы ведь это имели в виду, не правда

ли? Мысль и материю, и деятельность мысли, движение мысли или мысль, которая

говорит себе: 'Я буду спокойной, чтобы помочь пробуждению разума'. Любое

движение мысли есть время, любое движе-ние, ибо мысль измерима, она

функционирует положительно или отрицательно, гармонично или дисгармонично в

пред-елах этого поля. И вот, уяснив это, мысль может сказать бессознательно,

сама того не ведая: 'Я успокоюсь, чтобы иметь то или это', но тогда она все

еще находится в поле времени.

Бом: Да. Она все еще проецирует.

Кришнамурти: Она проецирует, чтобы овладеть чем-то. Так вот, как

проявляется этот разум, вернее, не как, а когда он пробуждается?

Бом: Опять-таки этот вопрос находится в поле времени.

Кришнамурти: Вот почему я не хочу пользоваться сло-вами 'когда' и

'как'.

Бом: Возможно, вы могли бы сказать, что условием для этого пробуждения

является не-действие мысли.

Кришнамурти: Да.

Бом: Но это то же самое, что и пробуждение, это не просто условие. Вам

нельзя даже спрашивать о том, существуют ли условия для пробуждения разума.

Даже говорить о каком-нибудь условии есть некоторая форма мысли.

Кришнамурти: Да. Давайте условимся: любое движение мысли в любом

направлении - вертикальном, горизонталь-ном, ее действие или не-действие -

все это происходит во времени. Любое движение мысли!

Бом: Да.

Кришнамурти: Каково же тогда отношение такого дви-жения к разуму,

который не является движением, который не от времени, который не есть

результат мышления? Где они могут встретиться?

Бом: Они не встречаются. Но все же между ними есть некоторая связь.

Кришнамурти: Вот это мы стараемся выяснить, сущес-твует ли вообще

какое-либо взаимоотношение? Мы думаем, что такое взаимоотношение есть,

надеемся, что оно