дальше.
Зависит ли разум от мозга -- мы уже подошли к этому пункту? Или когда мы
употребляем слово 'зависит', - что мы подразумеваем под этим?
Бом: Здесь существует несколько возможных значений. Может быть простая
механическая зависимость. Но есть и другой род зависимости: одно не может
существовать без другого. Если я скажу: 'мое существование зависит от пищи',
это не означает, что все, что я думаю, предопределено тем, что я ем.
Кришнамурти: Да, конечно.
Бом: Я полагаю, что разум в своем существовании зависит от мозга,
который может указывать на отсутствие гармонии, но мозг не имеет ничего
общего с содержанием разума.
Кришнамурти: Итак, если мозг не пребывает в гармо-нии, может ли разум
функционировать?
Бом: В этом весь вопрос.
Кришнамурти: Это то, о чем мы говорим. Разум не может функционировать,
если мозг поврежден.
Бом: А если разум не функционирует, существует ли он? Разуму для его
существования как будто требуется мозг.
Кришнамурти: Но мозг - это всего лишь прибор.
Бом: Который указывает на гармонию или дисгармонию.
Кришнамурти: Но он не является творцом разума.
Бом: Нет.
Кришнамурти: Давайте постепенно углубимся в этот вопрос.
Бом: Мозг не создает разум, но он является прибором, который помогает
разуму функционировать.
Кришнамурти: Это так. Если мозг функционирует в пределах поля времени,
движется вверх и вниз, в положи-тельную или отрицательную сторону, может ли
разум действовать в таком движении времени? Или этот прибор должен быть
спокоен для того, чтобы разум действовал?
Бом: Да, я бы, пожалуй, выразил это несколько по-иному. Спокойствие
прибора и есть действие разума.
Кришнамурти: Да, это верно. Оба они неотделимы.
Бом: Они представляют собой одно и то же. Неспокойное состояние прибора
есть отсутствие действия разума.
Кришнамурти: Верно.
Бом: Но я думаю, было бы полезно вернуться к вопросам, возникающим во
всем научном и философском мышлении. Не хотели бы вы поставить вопрос так:
имело бы какой-то смысл существование разума независимо от материи?
Неко-торые люди убеждены в том, что разум и материя обладают своего рода
обособленным существованием. Возможно, этот вопрос не относится к делу, но я
думаю, что стоит его рассмотреть, чтобы тем самым способствовать успокоению
ума. Вопросы, на которые невозможно дать ясный ответ, -одна из причин
беспокойства ума.
Кришнамурти: Сэр, вы говорите 'способствовать успоко-ению ума', - но
разве мысль поможет пробуждению разума? Вы ведь это имели в виду, не правда
ли? Мысль и материю, и деятельность мысли, движение мысли или мысль, которая
говорит себе: 'Я буду спокойной, чтобы помочь пробуждению разума'. Любое
движение мысли есть время, любое движе-ние, ибо мысль измерима, она
функционирует положительно или отрицательно, гармонично или дисгармонично в
пред-елах этого поля. И вот, уяснив это, мысль может сказать бессознательно,
сама того не ведая: 'Я успокоюсь, чтобы иметь то или это', но тогда она все
еще находится в поле времени.
Бом: Да. Она все еще проецирует.
Кришнамурти: Она проецирует, чтобы овладеть чем-то. Так вот, как
проявляется этот разум, вернее, не как, а когда он пробуждается?
Бом: Опять-таки этот вопрос находится в поле времени.
Кришнамурти: Вот почему я не хочу пользоваться сло-вами 'когда' и
'как'.
Бом: Возможно, вы могли бы сказать, что условием для этого пробуждения
является не-действие мысли.
Кришнамурти: Да.
Бом: Но это то же самое, что и пробуждение, это не просто условие. Вам
нельзя даже спрашивать о том, существуют ли условия для пробуждения разума.
Даже говорить о каком-нибудь условии есть некоторая форма мысли.
Кришнамурти: Да. Давайте условимся: любое движение мысли в любом
направлении - вертикальном, горизонталь-ном, ее действие или не-действие -
все это происходит во времени. Любое движение мысли!
Бом: Да.
Кришнамурти: Каково же тогда отношение такого дви-жения к разуму,
который не является движением, который не от времени, который не есть
результат мышления? Где они могут встретиться?
Бом: Они не встречаются. Но все же между ними есть некоторая связь.
Кришнамурти: Вот это мы стараемся выяснить, сущес-твует ли вообще
какое-либо взаимоотношение? Мы думаем, что такое взаимоотношение есть,
надеемся, что оно