Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

обычного здравого смысла, но и научная

точка зрения. Отбросить ее весьма трудно, потому что она представляет собой

мощный обусловливающий фак-тор, превосходящий даже обусловленность

наблюдающего и наблюдаемого.

Кришнамурти: Да, совершенно верно. Не утверждаем ли мы, что мысль -- от

времени, что мысль измерима, она может изменяться, расширяться, принимать

новый вид? И что наш' ум обладает совершенно иным качеством?

Бом: Да, здесь иной порядок, иное качество. И у меня возникло ощущение

мысли в ее отношении к времени. Оно показалось мне интересным. Если мы

думаем о прошлом и будущем, мы думаем о прошлом, как о становлении

будуще-го. Но затем мы понимаем, что это невозможно, что это только мысль.

Однако создается впечатление, что прошлое и буду-щее присутствуют вместе, и

существует движение какого-то иного рода, что движется вся модель в целом.

Кришнамурти: Движется вся модель в целом.

Бом: Но я не в состоянии нарисовать, как она движется. В некотором

смысле она движется в каком-то направлении, перпендикулярном направлению

между прошлым и буду-щим. Таково все это движение; и тогда я начинаю думать,

что движение происходит в ином времени.

Кришнамурти: Совершенно, совершенно верно.

Бом: Но это приводит нас обратно, к парадоксу.

Кришнамурти: Да, в том-то и дело. Не существует ли разум вне времени и

потому никак не соотносится с мыслью, которая есть движение во времени?

Бом: Но мысль должна иметь какое-то отношение к разуму.

Кришнамурти: Разве? Это вопрос. Я думаю, что связи между ними нет.

Бом: Нет связи? Но, кажется, существует какая-то связь в том смысле,

что вы делаете различие между мыслью разумной и неразумной.

Кришнамурти: Да, но для этого требуется разум, чтобы распознать

неразумную мысль.

Бом: А когда разум читает мысль, каково отношение между ними?

Кришнамурти: Не будем торопиться...

Бом: И реагирует ли мысль на разум? Разве мысль не изменяется?

Кришнамурти: Подойдем к этому проще. Мысль есть время. Мысль есть

движение во времени. Мысль измерима и функционирует в поле времени,

непрерывно двигаясь, изме-няясь, преобразуясь. А разве разум находится в

поле време-ни?

Бом: Ну, с одной стороны, мы видели, что этого не может быть. Но дело

недостаточно ясно. Прежде всего мысль меха-нична.

Кришнамурти: Мысль механична, это понятно.

Бом: А с другой - в каком-то смысле существует движе-ние в ином

направлении.

Кришнамурти: Мысль механична; будучи механичной, она может двигаться в

различных направлениях и т. д. А механичен ли разум? Давайте подойдем к

вопросу таким образом.

Бом: Я хотел бы задать вопрос: что означает механич-ность?

Кришнамурти: Хорошо, она означает повторение, она измеряет, сравнивает.

Бом: Я бы сказал также, что она зависима.

Кришнамурти: Да, зависима.

Бом: Разум -- давайте выясним это до конца -- разум в своей истинности

не может зависеть от каких-либо условий. Тем не менее, разум, кажется, не

работает, если мозг нездо-ров.

Кришнамурти: Несомненно.

Бом: В этом смысле разум представляется зависимым от мозга.

Кришнамурти: Или от спокойствия мозга?

Бом: Согласен, он зависит от спокойствия мозга.

Кришнамурти: Не от деятельности мозга.

Бом: Все же существует какое-то отношение между разумом и мозгом.

Однажды, много лет назад, мы с вами обсуждали этот вопрос. Я выдвинул тогда

идею, что в физике можно пользоваться измерительным прибором двояко:

пол-ожительно и отрицательно. Вы можете, например, измерять силу

электрического тока отклонением стрелки прибора или использовать тот же

самый прибор в качестве так называемо-го уитстонского мостика сопротивления,

когда показание прибора, за которым вы следите, характеризуется нулевым

значением: нулевое значение на шкале указывает на гармо-нию, равновесие всей

системы, как это и требуется. Таким образом, если вы пользуетесь прибором

отрицательно, то его бездействие означает, что все идет правильно. Не можем

ли мы сказать, что мозг, видимо, пользовался мыслью положи-тельно, чтобы

создать представление о мире...

Кришнамурти: ... что является функцией мысли, одной из ее функций.

Бом: Другая функция мысли отрицательна: своим дви-жением она указывает

на отсутствие гармонии.

Кришнамурти: Да, на отсутствие гармонии. Давайте пойдем отсюда