обычного здравого смысла, но и научная
точка зрения. Отбросить ее весьма трудно, потому что она представляет собой
мощный обусловливающий фак-тор, превосходящий даже обусловленность
наблюдающего и наблюдаемого.
Кришнамурти: Да, совершенно верно. Не утверждаем ли мы, что мысль -- от
времени, что мысль измерима, она может изменяться, расширяться, принимать
новый вид? И что наш' ум обладает совершенно иным качеством?
Бом: Да, здесь иной порядок, иное качество. И у меня возникло ощущение
мысли в ее отношении к времени. Оно показалось мне интересным. Если мы
думаем о прошлом и будущем, мы думаем о прошлом, как о становлении
будуще-го. Но затем мы понимаем, что это невозможно, что это только мысль.
Однако создается впечатление, что прошлое и буду-щее присутствуют вместе, и
существует движение какого-то иного рода, что движется вся модель в целом.
Кришнамурти: Движется вся модель в целом.
Бом: Но я не в состоянии нарисовать, как она движется. В некотором
смысле она движется в каком-то направлении, перпендикулярном направлению
между прошлым и буду-щим. Таково все это движение; и тогда я начинаю думать,
что движение происходит в ином времени.
Кришнамурти: Совершенно, совершенно верно.
Бом: Но это приводит нас обратно, к парадоксу.
Кришнамурти: Да, в том-то и дело. Не существует ли разум вне времени и
потому никак не соотносится с мыслью, которая есть движение во времени?
Бом: Но мысль должна иметь какое-то отношение к разуму.
Кришнамурти: Разве? Это вопрос. Я думаю, что связи между ними нет.
Бом: Нет связи? Но, кажется, существует какая-то связь в том смысле,
что вы делаете различие между мыслью разумной и неразумной.
Кришнамурти: Да, но для этого требуется разум, чтобы распознать
неразумную мысль.
Бом: А когда разум читает мысль, каково отношение между ними?
Кришнамурти: Не будем торопиться...
Бом: И реагирует ли мысль на разум? Разве мысль не изменяется?
Кришнамурти: Подойдем к этому проще. Мысль есть время. Мысль есть
движение во времени. Мысль измерима и функционирует в поле времени,
непрерывно двигаясь, изме-няясь, преобразуясь. А разве разум находится в
поле време-ни?
Бом: Ну, с одной стороны, мы видели, что этого не может быть. Но дело
недостаточно ясно. Прежде всего мысль меха-нична.
Кришнамурти: Мысль механична, это понятно.
Бом: А с другой - в каком-то смысле существует движе-ние в ином
направлении.
Кришнамурти: Мысль механична; будучи механичной, она может двигаться в
различных направлениях и т. д. А механичен ли разум? Давайте подойдем к
вопросу таким образом.
Бом: Я хотел бы задать вопрос: что означает механич-ность?
Кришнамурти: Хорошо, она означает повторение, она измеряет, сравнивает.
Бом: Я бы сказал также, что она зависима.
Кришнамурти: Да, зависима.
Бом: Разум -- давайте выясним это до конца -- разум в своей истинности
не может зависеть от каких-либо условий. Тем не менее, разум, кажется, не
работает, если мозг нездо-ров.
Кришнамурти: Несомненно.
Бом: В этом смысле разум представляется зависимым от мозга.
Кришнамурти: Или от спокойствия мозга?
Бом: Согласен, он зависит от спокойствия мозга.
Кришнамурти: Не от деятельности мозга.
Бом: Все же существует какое-то отношение между разумом и мозгом.
Однажды, много лет назад, мы с вами обсуждали этот вопрос. Я выдвинул тогда
идею, что в физике можно пользоваться измерительным прибором двояко:
пол-ожительно и отрицательно. Вы можете, например, измерять силу
электрического тока отклонением стрелки прибора или использовать тот же
самый прибор в качестве так называемо-го уитстонского мостика сопротивления,
когда показание прибора, за которым вы следите, характеризуется нулевым
значением: нулевое значение на шкале указывает на гармо-нию, равновесие всей
системы, как это и требуется. Таким образом, если вы пользуетесь прибором
отрицательно, то его бездействие означает, что все идет правильно. Не можем
ли мы сказать, что мозг, видимо, пользовался мыслью положи-тельно, чтобы
создать представление о мире...
Кришнамурти: ... что является функцией мысли, одной из ее функций.
Бом: Другая функция мысли отрицательна: своим дви-жением она указывает
на отсутствие гармонии.
Кришнамурти: Да, на отсутствие гармонии. Давайте пойдем отсюда