можно было
бы предположить, что разум -- это не мысль. Вы говорите, что мышление
происходит в древнем мозгу, что это - физический, электро-химический
процесс; наукой вполне доказано, что всякое мышление представляет собой в
сущности физический, хи-мический процесс. Тогда мы, пожалуй, могли бы
сказать, что разум -- явление иного порядка, он вообще не относится к
порядку времени.
Кришнамурти: Разум.
Бом: Да, разум читает 'между строк' мысли, видит ее смысл. И прежде чем
начать рассмотрение этого вопроса, надо учесть еще один пункт: если вы
говорите, что мысль представляет собой физический процесс, то ум, или разум,
или как бы вы ни пожелали его назвать, представляется чем-то иным, явлением
другого порядка. Не думаете ли вы, что существует несомненное различие между
физическим про-цессом и разумом?
Кришнамурти: Да. Не говорим ли мы, что мысль - это материя? Давайте
выразим это иначе.
Бом: Материя? Я скорее назвал бы ее материальным процессом.
Кришнамурти: Согласен, мысль есть материальный про-цесс; но вот, каково
отношение между этим процессом и разумом? Является ли разум продуктом мысли?
Бом: Думаю, мы можем считать априори, что он им не является.
Кришнамурти: Почему мы принимаем это априори?
Бом: Просто потому, что мысль механична.
Кришнамурти: Мысль механична, это верно.
Бом: А разум -- нет.
Кришнамурти: Итак, мысль измерима, а разум - нет. И как это происходит,
что разум проявляется? Если мышление не имеет отношения к разуму, то не
будет ли его прекращение пробуждением разума? Или дело обстоит так, что
разум, будучи независим от мысли, пребывая вне времени, сущес-твует всегда?
Бом: Это ставит много трудных вопросов.
Кришнамурти: Понятно.
Бом: Мне хотелось бы рассмотреть эти вопросы в разных аспектах, так,
чтобы их можно было связать с любыми научными взглядами, какие только
возможны.
Кришнамурти: Да.
Бом: Или показать, совпадают они или нет. Значит, вы говорите, что
разум, возможно, существует всегда.
Кришнамурти: Я спрашиваю, не существует ли он всег-да?
Бом: Он может существовать или не существовать. Или, возможно, что-то
мешает разуму проявиться?
Кришнамурти: Знаете, у индусов есть теория, что разум, или брахман,
существует всегда; и он прикрыт иллюзией, материей, глупостью, всевозможными
вредными вещами, созданными мыслью. Не знаю, согласитесь ли вы пойти так
далеко.
Бом: Что ж, пусть будет так, но мы в действительности не видим вечного
существования разума.
Кришнамурти: Они говорят: 'Отбросьте все это, и он окажется здесь'.
Таким образом, их допущение состоит в том, что разум существовал всегда.
Бом: Тут возникает трудность из-за слова 'всегда'.
Кришнамурти: Да.
Бом: Потому что 'всегда' предполагает время.
Кришнамурти: Верно.
Бом: И это как раз создает трудность. Время есть мысль. Мне хотелось бы
выразить это так: мысль принадлежит порядку времени, -- или, пожалуй,
наоборот: время принад-лежит порядку мысли. Иными словами, мысль изобрела
время, а фактически мысль и есть время. Я понимаю это так:
мысль может в мгновение пронестись по всему времени; но при этом мысль
всегда изменяется, сама того не замечая, изменяется физически, то есть в
силу физических причин.
Кришнамурти: Да.
Бом: А не рациональных причин.
Кришнамурти: Да.
Бом: Эти причины не имеют ничего общего с чем-то тотальным, они должны
быть связаны с каким-то физичес-ким движением в мозгу; поэтому...
Кришнамурти: ... они зависят от окружающих условий и всевозможных
обстоятельств.
Бом: Так что мысль, изменяя во времени свое значение, не является
чем-то устойчивым; она становится противоречи-вой и изменяется случайным
образом.
Кришнамурти: Да, с этим я согласен.
Бом: Тогда вы начинаете думать, что все изменчиво, все изменяется, и вы
сознаете: 'Я во времени'. Когда время растягивают, оно становится
необъятным, - прошлое, до того как я был, дальше и дальше назад, а также
вперед, в будущее, - и вы начинаете думать, что время - суть всего, время
управляет всем. Сначала ребенок может думать: 'Я вечен', но потом он
начинает понимать, что находится во времени. Общепринятая точка зрения на
это состоит в том, что время представляет собой самую суть существования.
Это, как я думаю, не только взгляд