Да, сэр, но если мы с вами видим эту истину не абстрактно,
а конкретно, глубоко, то не можем ли мы действовать таким образом, чтобы
всякая проблема тотчас же разрешалась, безотлагательно и мгновенно, чтобы
психо-логическому времени был положен конец? Вчера вы пришли к тому, что
существует ничто и существует все, что все -- это энергия, и мы задали
вопрос: не является ли прекращение времени началом чего-то совершенно
нового? Существует ли начало, которое не опутано сетью времени? И как нам
это выяснить? Слова необходимы при общении. Но слово -- не вещь. Итак, что
существует, когда время прекращается? Психологическое время, не время...
Бом: ... не время дня.
Кришнамурти: Конечно. Время как 'я', 'эго', и когда оно полностью
приходит к концу, что тогда начинается? Не можем ли мы сказать, что из пепла
времени вырастает новое? Что это такое, то, что начинается - нет, слово
'начинается' также предполагает время.
Бом: Все, что мы имеем в виду, возникает.
Кришнамурти: А то, что возникает, что это такое?
Бом: Как мы сказали вчера, по сути своей это -- творчес-тво,
возможность творчества.
Кришнамурти: Да, творчество. Является ли это творчес-твом? Рождается ли
нечто новое?
Бом: Это не процесс становления.
Кришнамурти: О, нет, с этим покончено. Становление - наихудшее, это
время, это подлинный корень конфликта. Мы стараемся выяснить, что
происходит, когда 'я', которое есть время, полностью приходит к концу. Я
убежден, что Будда именно это подразумевал, сказав 'Нирвана'. А индусы
называют это Мокшей. Не знаю, называют ли христиане это Небесами...
Бом: Христианские мистики имели переживание подо-бного состояния ...
Кришнамурти: Подобного, да. Но, видите ли, христиан-ские мистики,
насколько я понимаю, своими корнями были связаны с Иисусом, церковью и, в
конечном счете, с верой. Они никогда не вышли за ее пределы.
Бом: Да, возможно, это именно так. Во всяком случае, насколько я знаю.
Кришнамурти: И вот мы сказали: верование, привер-женность ко всему
внешнему, конечному, все это -- часть 'я'. А когда происходит полное
очищение ума от накоплений времени, которые являются сущностью 'я', что
тогда проис-ходит? Почему мы спрашиваем, что тогда происходит?
Бом: Вы считаете, что это неправильный вопрос?
Кришнамурти: Я просто спрашиваю себя, почему задаем мы такой вопрос?
Нет ли за ним скрытой надежды? 'Я достиг этого пункта', 'существует ничто',
- это весьма туманная форма выражения. И тогда это неправильный вопрос.
Разве вы так не считаете?
Бом: Он побуждает вас увидеть некий обнадеживающий результат.
Кришнамурти: Если всякое стремление состоит в том, чтобы отыскивать
нечто вне 'меня', то такое стремление и то, что я могу найти, все еще
находятся в сфере моего 'я'. Итак, у меня нет надежды. Надежда не имеет
смысла, как и ожидание того, что я могу найти.
Бом: Что тогда побуждает вас вести исследование?
Кришнамурти: Цель моего исследования -- прекращение конфликта.
Бом: Согласен, тогда будем осторожны. Мы должны принести надежду на
прекращение конфликта.
Кришнамурти: Нет, нет. Не существует никакой надеж-ды. Я покончил с
нею. В тот момент, когда я произношу слово 'надежда', возникает ощущение
будущего.
Бом: Да, это желание.
Кришнамурти: Желание, а оно от времени. Таким обра-зом я, то есть ум
отбрасывает все это полностью; я вполне это понимаю. В чем тогда суть?
Продолжает ли мой ум искать, шарить в поисках чего-то неуловимого,
неосязаемого, что он мог бы схватить и удерживать? Если так, то это все еще
часть времени.
Бом: Согласен, это все еще желание.
Кришнамурти: Желание и скрытая форма тщеславия.
Бом: Почему тщеславия?
Кришнамурти: Тщеславия в смысле 'Я достиг'.
Бом: Самообман.
Кришнамурти: Из этого возникают самообман и все формы иллюзии. Так что
это - не то. Я чищу палубу, и мы плывем дальше.
Бом: Это по существу выглядит так, что вы очищаете движение от желания
в самых тонких его формах.
Кришнамурти: В его тонких формах. Таким образом, желание также
отброшено. Тогда остается только ум - верно?
Бом: Да, но тут мы должны спросить: если все есть разум, то что
понимаем мы под природой, потому что природа представляется чем-то
независимым.
Кришнамурти: