Бом: Да, форма не имеет независимого существования.
Кришнамурти: Наоборот. Существует только форма. И это - все.
Бом: Существует также, энергия, вы говорите.
Кришнамурти: Часть энергии. Таким образом, сущес-твует только это,
только внешний облик.
Бом: Эта энергия имеет внешнюю форму.
Кришнамурти: Понимаете, сэр, что мы сказали? Не конец ли это
путешествия?
Бом: Нет, я так не считаю.
Кришнамурти: Должно ли было человечество проделать путь в тысячи лет,
чтобы к этому прийти? К тому, что я -- ничто и, следовательно, я - все, вся
энергия?
Бом: Это не может быть концом в том смысле, что это могло бы быть
началом.
Кришнамурти: Погодите. Я хотел бы, чтобы вы с этого начали. Конец есть
начало - верно? И тут я хочу остановить-ся. Видите ли, в конце всего этого -
что мы ради краткости назовем окончанием времени - есть новое начало. Так? -
Иначе это представлялось бы крайне несерьезным. Я весь - энергия, а также
просто скорлупа и время, которое прекра-щается. Это выглядит так несерьезно.
Бом: Да, если мы тут остановимся. ...
Кришнамурти: Вот и все.
Бом: Я думаю, в этом действительно первопричина всех разрушений, всего
хаоса.
Кришнамурти: Безусловно. Итак, конец есть начало. Но что это означает?
Это означает, что начало предполага-ет также время.
Бом: Не обязательно. Как мы сказали, - это могло бы быть движением вне
времени.
Кришнамурти: Вот и все. Я хочу сделать это понятным.
Бом: Да, но это трудно выразить. Это не статичное бытие, в каком-то
смысле это движение, которое не принадлежит к порядку времени. Я думаю, мы
должны были бы теперь так это сказать.
Кришнамурти: Да. Итак, мы воспользуемся словом 'начало', но лишим его
времени.
Бом: Потому что конец и начало не предполагают опре-деленного времени.
Фактически они могут иметь любую длительность или происходить вне времени.
Кришнамурти: Вне времени. И что тогда имеет место? Что происходит? Не
со мной, не с моим мозгом. Что проис-ходит? Мы сказали, что когда отвергают
время, существует ничто. В итоге этого долгого разговора ничто означает все.
А все - это энергия. И мы тут остановились. Но это - не конец.
Бом: Нет.
Кришнамурти: Это не конец. Что же это тогда? Творчес-тво?
Бом: Да, похоже на то.
Кришнамурти: Но творчество - не в смысле владения пером или кистью.
Бом: Быть может, в дальнейшем обсудим, что мы пони-маем под
творчеством.
1 апреля, 1980
Охай, Калифорния.
Очищение ума от накоплений времени
Кришнамурти: Мы говорили, что психологическое вре-мя - это конфликт,
это враг человека. И что этот враг сопутствует человеку с самой ранней его
поры. Мы спраши-ваем, почему человек в начале своего пути совершил
'непра-вильный поворот', пошел по 'неверной тропе'? А если так, то возможно
ли вернуть его на правильный путь, идя по которому, он может избежать
конфликта? Потому что, как мы вчера сказали, внешнее движение -- это то же
самое, что и внутреннее. Не существует разделения на внутреннее и внешнее.
Это одно и то же движение. И мы спрашиваем, серьезно ли мы озабочены и полны
страстной решимости направить человека по правильному пути, чтобы он жил не
только во времени, зная лишь внешние вещи. Религии, деятели в сфере политики
и образования не достигли в этом успеха: их это никогда не интересовало. Вы
с этим согласны?
Бом: Да. Я думаю, что религии пытались говорить о вечных ценностях за
пределами времени, но они в этом как будто не преуспели.
Кришнамурти: К этому я хотел подойти. Для них это было идеей, идеалом,
принципом, ценностью, но не действи-тельностью, и большинство религиозных
людей нашло свою опору в веровании, в принципе, образе, знании, в Иисусе, в
чем-то одном или другом.
Бом: Да, но если вы пожелали бы рассмотреть всякие религии, скажем,
различные формы буддизма, то они пыта-ются в каких-то пределах говорить то
же самое, что говорите вы.
Кришнамурти: В каких-то пределах, но то, что я пыта-юсь выяснить,
состоит в следующем: почему человек никогда не встал к этой проблеме лицом?
Почему мы не сказали:
'Давайте покончим с конфликтом'? Вместо этого мы его поощряли, потому
что через конфликт мы думали прийти к прогрессу.
Бом: Возможно существование некой первопричины, стимулирующей попытки
преодолеть противостояние.
Кришнамурти: