Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Бом: Да, форма не имеет независимого существования.

Кришнамурти: Наоборот. Существует только форма. И это - все.

Бом: Существует также, энергия, вы говорите.

Кришнамурти: Часть энергии. Таким образом, сущес-твует только это,

только внешний облик.

Бом: Эта энергия имеет внешнюю форму.

Кришнамурти: Понимаете, сэр, что мы сказали? Не конец ли это

путешествия?

Бом: Нет, я так не считаю.

Кришнамурти: Должно ли было человечество проделать путь в тысячи лет,

чтобы к этому прийти? К тому, что я -- ничто и, следовательно, я - все, вся

энергия?

Бом: Это не может быть концом в том смысле, что это могло бы быть

началом.

Кришнамурти: Погодите. Я хотел бы, чтобы вы с этого начали. Конец есть

начало - верно? И тут я хочу остановить-ся. Видите ли, в конце всего этого -

что мы ради краткости назовем окончанием времени - есть новое начало. Так? -

Иначе это представлялось бы крайне несерьезным. Я весь - энергия, а также

просто скорлупа и время, которое прекра-щается. Это выглядит так несерьезно.

Бом: Да, если мы тут остановимся. ...

Кришнамурти: Вот и все.

Бом: Я думаю, в этом действительно первопричина всех разрушений, всего

хаоса.

Кришнамурти: Безусловно. Итак, конец есть начало. Но что это означает?

Это означает, что начало предполага-ет также время.

Бом: Не обязательно. Как мы сказали, - это могло бы быть движением вне

времени.

Кришнамурти: Вот и все. Я хочу сделать это понятным.

Бом: Да, но это трудно выразить. Это не статичное бытие, в каком-то

смысле это движение, которое не принадлежит к порядку времени. Я думаю, мы

должны были бы теперь так это сказать.

Кришнамурти: Да. Итак, мы воспользуемся словом 'начало', но лишим его

времени.

Бом: Потому что конец и начало не предполагают опре-деленного времени.

Фактически они могут иметь любую длительность или происходить вне времени.

Кришнамурти: Вне времени. И что тогда имеет место? Что происходит? Не

со мной, не с моим мозгом. Что проис-ходит? Мы сказали, что когда отвергают

время, существует ничто. В итоге этого долгого разговора ничто означает все.

А все - это энергия. И мы тут остановились. Но это - не конец.

Бом: Нет.

Кришнамурти: Это не конец. Что же это тогда? Творчес-тво?

Бом: Да, похоже на то.

Кришнамурти: Но творчество - не в смысле владения пером или кистью.

Бом: Быть может, в дальнейшем обсудим, что мы пони-маем под

творчеством.

1 апреля, 1980

Охай, Калифорния.

Очищение ума от накоплений времени

Кришнамурти: Мы говорили, что психологическое вре-мя - это конфликт,

это враг человека. И что этот враг сопутствует человеку с самой ранней его

поры. Мы спраши-ваем, почему человек в начале своего пути совершил

'непра-вильный поворот', пошел по 'неверной тропе'? А если так, то возможно

ли вернуть его на правильный путь, идя по которому, он может избежать

конфликта? Потому что, как мы вчера сказали, внешнее движение -- это то же

самое, что и внутреннее. Не существует разделения на внутреннее и внешнее.

Это одно и то же движение. И мы спрашиваем, серьезно ли мы озабочены и полны

страстной решимости направить человека по правильному пути, чтобы он жил не

только во времени, зная лишь внешние вещи. Религии, деятели в сфере политики

и образования не достигли в этом успеха: их это никогда не интересовало. Вы

с этим согласны?

Бом: Да. Я думаю, что религии пытались говорить о вечных ценностях за

пределами времени, но они в этом как будто не преуспели.

Кришнамурти: К этому я хотел подойти. Для них это было идеей, идеалом,

принципом, ценностью, но не действи-тельностью, и большинство религиозных

людей нашло свою опору в веровании, в принципе, образе, знании, в Иисусе, в

чем-то одном или другом.

Бом: Да, но если вы пожелали бы рассмотреть всякие религии, скажем,

различные формы буддизма, то они пыта-ются в каких-то пределах говорить то

же самое, что говорите вы.

Кришнамурти: В каких-то пределах, но то, что я пыта-юсь выяснить,

состоит в следующем: почему человек никогда не встал к этой проблеме лицом?

Почему мы не сказали:

'Давайте покончим с конфликтом'? Вместо этого мы его поощряли, потому

что через конфликт мы думали прийти к прогрессу.

Бом: Возможно существование некой первопричины, стимулирующей попытки

преодолеть противостояние.

Кришнамурти: