имеет.
Кришнамурти: Да. Вы понимаете, что представляет собой ум или мозг без
знания?
Бом: Без психологического знания?
Кришнамурти: Да, я говорю о психологическом знании.
Бом: Ум, мозг, который организует свою деятельность без
психологического знания, тем самым не вовлечен в процесс времени.
Кришнамурти: Да.
Бом: Таким образом, мы говорим, что сфера мозга должна организовывать
себя, психологически полностью себя понимая.
Кришнамурти: И находится ли тогда ум, мозг в беспо-рядке? - Конечно,
нет.
Бом: Безусловно. Но я думаю, что, столкнувшись с таким подходом, люди
могли бы принять это как беспорядок.
Кришнамурти: Да.
Бом: То, что вы говорите, я думаю, означает, что само понятие
психологического самоконтроля не имеет смысла.
Кришнамурти: Поскольку знание моего 'я' - психоло-гическое знание --
есть время.
Бом: Да, я понимаю, что вся эта сумма знания есть 'я', есть время.
Кришнамурти: А что представляет собой жизнь без этой суммы знаний? Не
существует времени, не существует зна-ния в психологическом смысле, нет
ощущения 'меня', - и что тогда есть? Придя к такому состоянию, многие люди
сказали бы: 'Какой ужас!'
Бом: Да, потому что кажется, что это было бы небытие, ничто.
Кришнамурти: Ничто. Но если прийти к этому состоя-нию - что тогда?
Могли бы вы сказать: именно потому, что это - ничто, это -- все?
Бом: Да, я готов с этим согласиться. Я это знаю. Это истинно. Ничто
содержит все.
Кришнамурти: Это - не медитация, это - ничто (noth-ing).
Бом: Не вещь (no thing).
Кришнамурти: Не вещь, правильно.
Бом: Вещь ограниченна, а это - не вещь, потому что не существует
пределов... Во всяком случае, потенциально это содержит все.
Кришнамурти: Погодите, сэр. Если это - ничто и потому все, то все есть
энергия.
Бом: Да. Первопричина всего есть энергия.
Кришнамурти: Разумеется. Все есть энергия. А что является ее
источником? Или источника энергии вообще не существует, а есть только
энергия?
Бом: Просто энергия. Энергия -- это 'то, что есть'. В источнике нет
необходимости. Это, пожалуй, и есть целост-ный подход.
Кришнамурти: Нет, Если существует ничто, и, следова-тельно, существует
все, а все - это энергия... Мы должны быть очень осторожны, потому что
индусы также считают, что Брахман есть все. Понимаете? Но это становится
идеей, принципом, и тогда это опять же функционирует в мозгу. Факт таков,
что существует ничто, а следовательно, сущес-твует все, и все это есть
космическая энергия. Но с чего начинается эта энергия?
Бом: Мы не говорим о времени.
Кришнамурти: Я знаю, что мы не говорим о времени, но христиане сказали
бы: 'Бог есть энергия, и Он есть источник всей энергии'. Не так ли?
Бом: Но у христиан есть и идея того, что они называют Богом-отцом
(Godhead), что является также источником самого Бога.
Кришнамурти: Такую идею имеют также индусы, арабы и евреи. Не выступаем
ли мы против всего этого?
Бом: В некотором смысле похоже на то.
Кришнамурти: И все же это не одно и то же. Мы должны быть осторожны.
Бом: Много подобных идей было высказано за прошед-шие века.
Кришнамурти: Тогда это означает всего лишь выход в пустоту? Живет ли
кто-нибудь в пустоте?
Бом: Ну, это не ясно.
Кришнамурти: Существует ничто, и все есть энергия. Что это означает?
Бом: А существует ли что-то в самой этой энергии?
Кришнамурти: Оно не отличается от энергии. Но нахо-дясь внутри, оно
говорит: 'Я совершенно иное, чем то'.
Бом: 'Я' ограждает себя и говорит: 'Я - иное, я - вечное'.
Кришнамурти: Почему оно так поступает? Почему воз-никает разделение? Не
потому ли, что внешне я отождеств-ляю себя с домом и прочим, а это
отождествление проявляется внутренне?
Бом: Да. И второй момент - то, что мы некогда устано-вили понятие
чего-то внутреннего, и поэтому стало необходи-мо его защищать. В результате
создается обособленность.
Кришнамурти: Разумеется.
Бом: Внутреннее было, очевидно, самым ценным, и его надо было защищать
всей нашей энергией.
Кришнамурти: Не получается ли тогда, что существует только организм как
часть энергии? Не существует вообще 'я', за исключением паспорта, имени и
формы; иначе говоря - ничто. И, следовательно, существует все, а все есть
энергия?