Да, конечно.
Бом: Немедленное прекращение времени - верно?
Кришнамурти: Разумеется, немедленное. Не могло бы это устранить тот
неверный поворот, который совершило человечество?
Бом: Да, если человек ощутит нечто, нарушающее пси-хологический
порядок, это прольет ему свет на природу времени, на идею становления, на
то, что создает несконча-емые проблемы.
Кришнамурти: Не могло бы это открыть дверь к тому ощущению, что в нашем
внутреннем переживании нет места для времени? А это означает, что нет места
и для мысли, в отличие от нашей внешней деятельности, не правда ли?
Бом: Вы говорите, что мысль есть процесс, который предполагает время.
Кришнамурти: Не хотели бы вы сказать, что мысль есть процесс времени?
Потому что она основана на опыте, знании, памяти и реагировании, что
полностью является временем.
Бом: Давайте попробуем сказать, что мысль, как мы ее в основном знаем,
существует во времени.
Кришнамурти: Мысль, как мы ее теперь знаем - это время.
Бом: Да. Я, вообще говоря, согласился бы.
Кришнамурти: Вообще говоря, мысль есть время.
Бом: В основе ее -- понятие времени.
Кришнамурти: Да, верно. Но для меня сама мысль есть время.
Бом: Верно, мысль сама создает время.
Кришнамурти: Не означает ли это, что когда нет времени, не существует и
мысли?
Бом: Ну, такого рода мысли не существует.
Кришнамурти: Нет. Не существует никакой мысли. Я только хочу двигаться
медленно.
Бом: Могли бы мы сказать, что существует род мысли, которая в нас живет
и в которой доминирует время?
Кришнамурти: Да, но эта мысль прекращается.
Бом: А возможна ли мысль другого рода, в которой не доминирует время...
Я имею в виду ваши слова, что вы могли все же пользоваться мыслью, чтобы
делать некоторые вещи.
Кришнамурти: Разумеется, внешние, это так.
Бом: Мы должны быть осторожны и не говорить, что в мысли неизбежно
доминирует время.
Кришнамурти: Да. Я должен пройти отсюда туда, к моему дому. Эта мысль
требует времени, но я не говорю о времени такого рода.
Бом: Итак, давайте сделаем понятным то, что вы говори-те о мысли,
которая имеет интеллектуальную направлен-ность, и содержание которой
относится к порядку ума.
Кришнамурти: Да. Могли бы вы сказать, что знание есть время?
Бом: Да, конечно...
Кришнамурти: Всякое знание есть время.
Бом: Конечно, во времени оно приобреталось, может быть спроецировано в
будущее и т.д.
Кришнамурти: Разумеется, будущее, прошлое. Знание - наука, математика и
любое другое - приобретается с течением времени. Я читаю философию, читаю то
или это, и все движение знания предполагает время. Вот что я имею в виду!
Бом: Я думаю, мы говорим, что человек сделал непра-вильный поворот и
оказался в плену того знания, в котором доминирует время, потому что оно
стало психологическим знанием.
Кришнамурти: Да. Таким образом, он живет во времени.
Бом: Он живет во времени, потому что попытался выработать знание
природы ума. Вы считаете, что подлинно-го знания природы ума не существует?
Не хотели бы вы выразить это таким образом?
Кришнамурти: Вы употребляете сейчас слово 'знание', оно предполагает
время. Когда вы время прекращаете, в том смысле, о котором мы говорим,
знания как опыта не сущес-твует.
Бом: Нам надо понять, что означает слово 'опыт'.
Кришнамурти: Опыт, память.
Бом: Люди говорят: 'Я учусь у опыта, я постигаю нечто'.
Кришнамурти: Что является становлением.
Бом: Хорошо, давайте сделаем это более понятным. Видите ли, существует
вид опыта, например, чья-то работа, которая стала искусством и постижением.
Кришнамурти: Конечно, но это совершенно другое.
Бом: Но вы говорите, что не имеет никакого смысла приобретать опыт ума,
психологический опыт.
Кришнамурти: Да, давайте выразим это так. Психологи-ческий опыт
существует во времени.
Бом: Да, и он не имеет значения, ибо вы не можете сказать: 'Оттого, что
я стал искусным в своей работе, я стану разумным или умелым во всем'.
Кришнамурти: Да. И куда это ведет? Я сознаю, что знание есть время;
мозг понимает это и видит, что время важно в одном определенном направлении
и вообще не имеет значения в другом. Тут нет противоречия.
Бом: Я сказал бы, что значение времени ограничено определенным
направлением или сферой, а вне ее оно ценнос-ти не