Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Да, конечно.

Бом: Немедленное прекращение времени - верно?

Кришнамурти: Разумеется, немедленное. Не могло бы это устранить тот

неверный поворот, который совершило человечество?

Бом: Да, если человек ощутит нечто, нарушающее пси-хологический

порядок, это прольет ему свет на природу времени, на идею становления, на

то, что создает несконча-емые проблемы.

Кришнамурти: Не могло бы это открыть дверь к тому ощущению, что в нашем

внутреннем переживании нет места для времени? А это означает, что нет места

и для мысли, в отличие от нашей внешней деятельности, не правда ли?

Бом: Вы говорите, что мысль есть процесс, который предполагает время.

Кришнамурти: Не хотели бы вы сказать, что мысль есть процесс времени?

Потому что она основана на опыте, знании, памяти и реагировании, что

полностью является временем.

Бом: Давайте попробуем сказать, что мысль, как мы ее в основном знаем,

существует во времени.

Кришнамурти: Мысль, как мы ее теперь знаем - это время.

Бом: Да. Я, вообще говоря, согласился бы.

Кришнамурти: Вообще говоря, мысль есть время.

Бом: В основе ее -- понятие времени.

Кришнамурти: Да, верно. Но для меня сама мысль есть время.

Бом: Верно, мысль сама создает время.

Кришнамурти: Не означает ли это, что когда нет времени, не существует и

мысли?

Бом: Ну, такого рода мысли не существует.

Кришнамурти: Нет. Не существует никакой мысли. Я только хочу двигаться

медленно.

Бом: Могли бы мы сказать, что существует род мысли, которая в нас живет

и в которой доминирует время?

Кришнамурти: Да, но эта мысль прекращается.

Бом: А возможна ли мысль другого рода, в которой не доминирует время...

Я имею в виду ваши слова, что вы могли все же пользоваться мыслью, чтобы

делать некоторые вещи.

Кришнамурти: Разумеется, внешние, это так.

Бом: Мы должны быть осторожны и не говорить, что в мысли неизбежно

доминирует время.

Кришнамурти: Да. Я должен пройти отсюда туда, к моему дому. Эта мысль

требует времени, но я не говорю о времени такого рода.

Бом: Итак, давайте сделаем понятным то, что вы говори-те о мысли,

которая имеет интеллектуальную направлен-ность, и содержание которой

относится к порядку ума.

Кришнамурти: Да. Могли бы вы сказать, что знание есть время?

Бом: Да, конечно...

Кришнамурти: Всякое знание есть время.

Бом: Конечно, во времени оно приобреталось, может быть спроецировано в

будущее и т.д.

Кришнамурти: Разумеется, будущее, прошлое. Знание - наука, математика и

любое другое - приобретается с течением времени. Я читаю философию, читаю то

или это, и все движение знания предполагает время. Вот что я имею в виду!

Бом: Я думаю, мы говорим, что человек сделал непра-вильный поворот и

оказался в плену того знания, в котором доминирует время, потому что оно

стало психологическим знанием.

Кришнамурти: Да. Таким образом, он живет во времени.

Бом: Он живет во времени, потому что попытался выработать знание

природы ума. Вы считаете, что подлинно-го знания природы ума не существует?

Не хотели бы вы выразить это таким образом?

Кришнамурти: Вы употребляете сейчас слово 'знание', оно предполагает

время. Когда вы время прекращаете, в том смысле, о котором мы говорим,

знания как опыта не сущес-твует.

Бом: Нам надо понять, что означает слово 'опыт'.

Кришнамурти: Опыт, память.

Бом: Люди говорят: 'Я учусь у опыта, я постигаю нечто'.

Кришнамурти: Что является становлением.

Бом: Хорошо, давайте сделаем это более понятным. Видите ли, существует

вид опыта, например, чья-то работа, которая стала искусством и постижением.

Кришнамурти: Конечно, но это совершенно другое.

Бом: Но вы говорите, что не имеет никакого смысла приобретать опыт ума,

психологический опыт.

Кришнамурти: Да, давайте выразим это так. Психологи-ческий опыт

существует во времени.

Бом: Да, и он не имеет значения, ибо вы не можете сказать: 'Оттого, что

я стал искусным в своей работе, я стану разумным или умелым во всем'.

Кришнамурти: Да. И куда это ведет? Я сознаю, что знание есть время;

мозг понимает это и видит, что время важно в одном определенном направлении

и вообще не имеет значения в другом. Тут нет противоречия.

Бом: Я сказал бы, что значение времени ограничено определенным

направлением или сферой, а вне ее оно ценнос-ти не