ни возникал.
Бом: Это состояние постоянно или оно появляется време-нами?
Кришнамурти: Конечно, постоянно, иначе в нем не было бы смысла. Оно не
возникает спорадически или периодичес-ки. Итак, как вы откроете эту дверь,
как вы поможете другому, как ему скажете: 'Посмотри, мы идем в неверном
направлении, существует только не-движение; и все будет правильно только
когда движение прекратится'?
Бом: Заранее, конечно, трудно знать, что все будет правильно.
Кришнамурти: Давайте вернемся к тому, с чего мы начали: совершило ли
человечество неверный поворот, пси-хологически, не физически? Возможно ли
полностью изме-нить направление? Или остановиться? Мой мозг так приучен к
идее эволюции, к тому, что я стану чем-то, что чего-то добьюсь, что я должен
иметь больше знаний и т.д., - может ли этот мозг вдруг осознать, что не
существует такой вещи, как время? Вы понимаете, что я пытаюсь сказать?
Бом: Да.
Кришнамурти: Я слушал на днях по телевидению беседу о Дарвине, о его
знании и достижениях, о его теории эволюции. Мне кажется, что психологически
она абсолютно неверна.
Бом: Он вроде представил доказательства, что все виды изменялись на
протяжении времени. Почему это неверно?
Кришнамурти: Конечно, это наглядно.
Бом: В одном отношении это верно, хотя, думаю, было бы неверно сказать,
что ум развивался во времени.
Кришнамурти: Конечно.
Бом: Но кажется, ясно, что в физическом плане проис-ходил процесс
эволюции, и это увеличивало способность мозга выполнять определенные
функции. Например, мы не могли бы вести эту дискуссию, если бы мозг не
становился больше.
Кришнамурти: Безусловно.
Бом: Но, я думаю, вы полагаете, что разум не зарожда-ется в мозгу. Не
так ли? Мозг - это, наверно, инструмент разума?
Кришнамурти: А разум не имеет бытия во времени. Надо только увидеть,
что это означает.
Бом: Разум не эволюционировал вместе с мозгом.
Кришнамурти: Разум не пребывает во времени, а мозг - во времени. Не в
этом ли источник конфликта?
Бом: Согласен, мы должны понять, почему это вызывает конфликт.
Недостаточно сказать, что мозг - от времени, скорее, он развивался таким
образом, что время оказалось в нем самом.
Кришнамурти: Да, именно это я имею в виду.
Бом: Но это совсем не обязательно.
Кришнамурти: Он эволюционировал.
Бом: Он эволюционировал, и поэтому содержит время в самом себе.
Кришнамурти: Да, он эволюционировал, и время есть часть его.
Бом: Оно стало частью самой его структуры.
Кришнамурти: Конечно.
Бом: Однако, разум действует за переделами времени, несмотря на то, что
мозг к этому не способен.
Кришнамурти: Это означает, что Бог в человеке, и Бог может действовать
только тогда, когда мозг спокоен, когда он не в плену времени.
Бом: Ну, этого я не имел в виду. Я вижу, что мозг, имеющий временную
структуру, не способен должным обра-зом отвечать разуму. И это действительно
оказывается ослож-няющим моментом.
Кришнамурти: Может ли мозг сам увидеть, что он в плену времени, и пока
он сохраняет свою направленность, в нем будет постоянный, непрекращающийся
конфликт? Вы следите за моей мыслью?
Бом: Да, видит ли это мозг?
Кришнамурти: Способен ли мозг проникнуть своим пониманием в то, как он
действует, находясь в плену време-ни, и что этот процесс несет в себе
нескончаемый конфликт? Иначе говоря, не существует ли в мозгу какой-то
части, свободной от времени?
Бом: Не схваченной им или не функционирующей во времени?
Кришнамурти: Можно ли так сказать?
Бом: Не знаю.
Кришнамурти: Это означало бы, что мы возвращаемся к тому же, употребляя
лишь другие слова, а именно, что мозг не полностью обусловлен временем, что
в нем существует часть, свободная от времени.
Бом: Не часть, а, скорее, сама основа мозга находится в зависимости от
времени, но это не означает, что они не могли бы поменяться местами.
Кришнамурти: Да. Иначе говоря, может ли мозг, завися-щий от времени, не
быть ему подчиненным?
Бом: Верно. В такой момент он выходит из времени. Думаю, мне это
понятно -- мозг только тогда во власти времени, когда время предлагаем ему
мы сами. Мысль, которая включает время - во власти времени. Но все,
доста-точно быстрое, времени не подвластно.
Кришнамурти: Да, правильно. Может ли мозг, который пользовался
временем,