Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

ни возникал.

Бом: Это состояние постоянно или оно появляется време-нами?

Кришнамурти: Конечно, постоянно, иначе в нем не было бы смысла. Оно не

возникает спорадически или периодичес-ки. Итак, как вы откроете эту дверь,

как вы поможете другому, как ему скажете: 'Посмотри, мы идем в неверном

направлении, существует только не-движение; и все будет правильно только

когда движение прекратится'?

Бом: Заранее, конечно, трудно знать, что все будет правильно.

Кришнамурти: Давайте вернемся к тому, с чего мы начали: совершило ли

человечество неверный поворот, пси-хологически, не физически? Возможно ли

полностью изме-нить направление? Или остановиться? Мой мозг так приучен к

идее эволюции, к тому, что я стану чем-то, что чего-то добьюсь, что я должен

иметь больше знаний и т.д., - может ли этот мозг вдруг осознать, что не

существует такой вещи, как время? Вы понимаете, что я пытаюсь сказать?

Бом: Да.

Кришнамурти: Я слушал на днях по телевидению беседу о Дарвине, о его

знании и достижениях, о его теории эволюции. Мне кажется, что психологически

она абсолютно неверна.

Бом: Он вроде представил доказательства, что все виды изменялись на

протяжении времени. Почему это неверно?

Кришнамурти: Конечно, это наглядно.

Бом: В одном отношении это верно, хотя, думаю, было бы неверно сказать,

что ум развивался во времени.

Кришнамурти: Конечно.

Бом: Но кажется, ясно, что в физическом плане проис-ходил процесс

эволюции, и это увеличивало способность мозга выполнять определенные

функции. Например, мы не могли бы вести эту дискуссию, если бы мозг не

становился больше.

Кришнамурти: Безусловно.

Бом: Но, я думаю, вы полагаете, что разум не зарожда-ется в мозгу. Не

так ли? Мозг - это, наверно, инструмент разума?

Кришнамурти: А разум не имеет бытия во времени. Надо только увидеть,

что это означает.

Бом: Разум не эволюционировал вместе с мозгом.

Кришнамурти: Разум не пребывает во времени, а мозг - во времени. Не в

этом ли источник конфликта?

Бом: Согласен, мы должны понять, почему это вызывает конфликт.

Недостаточно сказать, что мозг - от времени, скорее, он развивался таким

образом, что время оказалось в нем самом.

Кришнамурти: Да, именно это я имею в виду.

Бом: Но это совсем не обязательно.

Кришнамурти: Он эволюционировал.

Бом: Он эволюционировал, и поэтому содержит время в самом себе.

Кришнамурти: Да, он эволюционировал, и время есть часть его.

Бом: Оно стало частью самой его структуры.

Кришнамурти: Конечно.

Бом: Однако, разум действует за переделами времени, несмотря на то, что

мозг к этому не способен.

Кришнамурти: Это означает, что Бог в человеке, и Бог может действовать

только тогда, когда мозг спокоен, когда он не в плену времени.

Бом: Ну, этого я не имел в виду. Я вижу, что мозг, имеющий временную

структуру, не способен должным обра-зом отвечать разуму. И это действительно

оказывается ослож-няющим моментом.

Кришнамурти: Может ли мозг сам увидеть, что он в плену времени, и пока

он сохраняет свою направленность, в нем будет постоянный, непрекращающийся

конфликт? Вы следите за моей мыслью?

Бом: Да, видит ли это мозг?

Кришнамурти: Способен ли мозг проникнуть своим пониманием в то, как он

действует, находясь в плену време-ни, и что этот процесс несет в себе

нескончаемый конфликт? Иначе говоря, не существует ли в мозгу какой-то

части, свободной от времени?

Бом: Не схваченной им или не функционирующей во времени?

Кришнамурти: Можно ли так сказать?

Бом: Не знаю.

Кришнамурти: Это означало бы, что мы возвращаемся к тому же, употребляя

лишь другие слова, а именно, что мозг не полностью обусловлен временем, что

в нем существует часть, свободная от времени.

Бом: Не часть, а, скорее, сама основа мозга находится в зависимости от

времени, но это не означает, что они не могли бы поменяться местами.

Кришнамурти: Да. Иначе говоря, может ли мозг, завися-щий от времени, не

быть ему подчиненным?

Бом: Верно. В такой момент он выходит из времени. Думаю, мне это

понятно -- мозг только тогда во власти времени, когда время предлагаем ему

мы сами. Мысль, которая включает время - во власти времени. Но все,

доста-точно быстрое, времени не подвластно.

Кришнамурти: Да, правильно. Может ли мозг, который пользовался

временем,