мозг был
натренирован, приучен в течение веков к тому, чтобы двигаться на Север. И
вдруг он сознает, что движение на Север означает непрекращающийся конфликт.
Как только мозг это понял, он сам изменяется -- изменяется его качество.
Бом: Согласен, я понял. Это каким-то образом пробуж-дает иное движение.
Кришнамурти: Да, иное.
Бом: Не лучше ли подходит тут слово 'течение'?
Кришнамурти: Я шел на Север всю мою жизнь, и вдруг наступает остановка,
прекращается движение на Север. Но мозг не стремится на Восток, Юг или
Запад. Конфликт прекращается - верно? Потому что нет движения ни в каком
направлении.
Бом: Тогда ключевой момент - направление движения. Когда движение
фиксировано направлением, когда оно на-правлено внутрь, оно приходит к
конфликту. Но внешне мы нуждаемся в фиксированном направлении.
Кришнамурти: Конечно, нуждаемся. Это понятно.
Бом: Да. Итак, когда мы говорим, что мозг не имеет фиксированного
направления, как он тогда движется? Во всех направлениях?
Кришнамурти: Я говорю это с некоторым сомнением. Когда действительно
приходишь к такому состоянию, то можно ли сказать, что это источник всей
энергии?
Бом: Да, когда движешься все глубже и все более внутрь.
Кришнамурти: Это действительно глубоко внутреннее движение; не внешнее,
которое становится внутренним; оно не внешнее и не внутреннее...
Бом: Да, мы можем отрицать и то и другое, и внешнее движение и
внутреннее, так что всякое движение по-видимо-му прекращается.
Кришнамурти: Не является ли это источником всей энергии?
Бом: Да, пожалуй, мы могли бы так это определить.
Кришнамурти: Могу я сказать немного о себе?
Бом: Конечно.
Кришнамурти: Сначала о медитации. Всякая сознатель-ная медитация - это
не медитация -- верно?
Бом: Что Понимаете вы под сознательной медитацией?
Кришнамурти: Преднамеренная, практикуемая медита-ция - это медитация,
которая фактически уже промедитирована. Существует ли медитация, которая не
продумывается заранее и не служит для эго средством становления,
положи-тельного или отрицательного?
Бом: Прежде чем пойти дальше, не можем ли мы определить, чем должна
быть медитация? Не является ли она наблюдением за наблюдающим умом?
Кришнамурти: Нет. Она выходит за пределы всего этого. Я пользуюсь
словом 'медитация' в том смысле, что в ней нет ни крупицы какого бы то ни
было чувства или сознательного стремления становиться, достичь какого-то
уровня.
Бом: Ум просто наедине с самим собой, он спокоен.
Кришнамурти: Это то, к чему я хочу подойти.
Бом: Когда ум ничего не ищет.
Кришнамурти: Видите ли, я не медитирую в обычном смысле этого слова.
Происходит так, что, медитируя, я пробуждаюсь.
Бом: В том состоянии?
Кришнамурти: Однажды в Индии я проснулся ночью; взглянул на часы --
было четверть первого. И мне трудно это выразить словами, ибо это звучит
нелепо - источник всей энергии пребывал, был достигнут. И это оказывало
чрезвы-чайно сильное воздействие на мозг. Также и физическое. Мне, к
сожалению, приходится говорить о себе, но, понима-ете, вообще не
существовало разделения, не было ощущения мира, 'меня'. Вы следите? Было
только ощущение источни-ка огромной энергии.
Бом: Таким образом, мозг был в контакте с этим источ-ником энергии?
Кришнамурти: Да, и как я говорю уже в течение шести-десяти лет, я хотел
бы, чтобы и другие его достигли - нет, только не достигать его. Вы
понимаете, о чем я говорю? Все наши проблемы были бы разрешены. Потому что
это чистая энергия от самого истока времени. И вот, как я - не 'я',
понимаете, - как кто-то, не поучая, не помогая, не подталки-вая, мог бы
сказать: 'Вот путь, который ведет к состоянию абсолютного мира и любви'?
Жаль, что приходится пользо-ваться этими словами. Но предположим, что вы
пришли к такому состоянию, и ваш мозг охвачен трепетом: как могли бы вы
помочь другому? Понимаете? Помочь - не словами. Как могли бы вы помочь
другому к этому прийти? Вы понимаете, что я пытаюсь сказать?
Бом: Да.
Кришнамурти: Мой мозг - но не обязательно мой -развивался. Эволюция
предполагает время, мозг может мыс-лить, жить только во времени. И для мозга
отрицание времени означает колоссальную активность, мгновенное разрешение
любой проблемы, любого вопроса, какой бы только