с животного. И животное
эволюционировало. Итак, давайте скажем, что смысл всей этой эволюции так или
иначе содержится в мозгу.
Кришнамурти: Я хотел бы усомниться в эволюции. Мне понятна, скажем,
эволюция от телеги, запряженной волами, к реактивному самолету.
Бом: Да. Но прежде, чем вы усомнитесь, мы должны рассмотреть тот факт,
что человек в своем развитии прошел ряд стадий. Вы не можете в этом
сомневаться, так ведь?
Кришнамурти: Нет, разумеется, не могу.
Бом: Я имею в виду физическое развитие; понятно, что эволюция каким-то
образом происходила.
Кришнамурти: Физическая, да.
Бом: И мозг увеличился, стал более сложным. Но вы можете спросить,
имеет ли какое-то значение эволюция психики.
Кришнамурти: Видите ли, я хочу положить конец вре-мени,
психологическому. Понимаете?
Бом: Да, понимаю.
Кришнамурти: Для меня оно враг. И разве не является оно причиной,
источником человеческого страдания?
Бом: Такое использование времени - безусловно. Чело-веку приходится
пользоваться временем для своих целей, но он им злоупотребляет.
Кришнамурти: Я так понимаю. Если я должен изучать язык, то мне нужно
время.
Бом: Но злоупотреблять временем, внутренне его растя-гивая...
Кришнамурти: Внутренне - это то, о чем я говорю. Не является ли
причиной человеческого хаоса использование времени как средства становления,
становления все более совершенным, более развитым, более любящим? Вы следите
за моей мыслью?
Бом: Да, понимаю. Если мы не будем так поступать, то, вне сомнения, вся
эта структура рухнет.
Кришнамурти: В том-то и дело.
Бом: Но я не уверен, что нет какой-то другой причины.
Кришнамурти: Подождите. Я хочу немного в это углу-биться. Я не
теоретизирую, а высказываю лишь свое понима-ние. Лично для меня идеи
'завтра' психологически не существует, то есть время я воспринимаю как
движение, и оно либо внешнее, либо внутреннее.
Бом: Вы имеете в виду психологическое время?
Кришнамурти: Да, психологическое время и время внеш-нее. Но если
психологического времени не существует, то нет и 'меня', нет 'я', которое
является источником конфликта. Внешне, в техническом отношении человек
продвинулся, эволюционировал.
Бом: А также во внутренней физической структуре.
Кришнамурти: Все это касается структуры. Но психоло-гически мы
двигались также внешне.
Бом: Да, мы сфокусировали нашу жизнь на внешнем. Не о том ли вы
говорите?
Кришнамурти: Конечно. Мы расширяем наши способ-ности, это внешнее
движение. А внутреннее - это такое же движение, как и внешнее. И вот, если
отсутствует внутреннее движение как время, движение как становление все
большим и большим, что тогда мы получаем? Вы понимаете, что я пытаюсь
выразить? Время тогда прекращается. Понимаете, внешнее движение - это то же
самое, что и движение внутреннее.
Бом: Да. Только оно и происходит.
Кришнамурти: Втягивая время. И если движение пре-кратилось, что мы
получаем? Интересно, удалось ли мне сколько-нибудь это передать? Попробуем
выразить это так. Мы никогда не имеем дела ни с каким другим движением,
кроме внешнего.
Бом: Во всяком случае, как правило. Большую часть нашей энергии мы
отдаем внешнему движению.
Кришнамурти: А психологическое движение -- оно так-же внешнее.
Бом: Согласен, оно - отражение этого внешнего движе-ния.
Кришнамурти: Мы считаем его внутренним, но в дей-ствительности оно
внешнее, верно?
Бом: Разумеется.
Кришнамурти: И вот, когда это движение прекращается, как ему и следует,
не проявляется ли тогда действительно внутреннее движение - движение,
которое не может быть выражено в терминах времени?
Бом: Вы хотели бы ввести понятие о движении другого рода, которое все
еще движение, но уже не в терминах времени?
Кришнамурти: Именно так.
Бом: В этом нам следует разобраться. Можете вы продол-жить?
Кришнамурти: Видите ли, слово 'движение' предпол-агает время.
Бом: Так оно действительно означает перемещение с одного места на
другое. Но, во всяком случае, в нем присут-ствует представление о чем-то
таком, что не статично. Отри-цая время, вы ведь не хотите вернуться к тому,
что статично, и что по-прежнему предполагает время.
Кришнамурти: Давайте скажем, к примеру, что челове-ческий