Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

с животного. И животное

эволюционировало. Итак, давайте скажем, что смысл всей этой эволюции так или

иначе содержится в мозгу.

Кришнамурти: Я хотел бы усомниться в эволюции. Мне понятна, скажем,

эволюция от телеги, запряженной волами, к реактивному самолету.

Бом: Да. Но прежде, чем вы усомнитесь, мы должны рассмотреть тот факт,

что человек в своем развитии прошел ряд стадий. Вы не можете в этом

сомневаться, так ведь?

Кришнамурти: Нет, разумеется, не могу.

Бом: Я имею в виду физическое развитие; понятно, что эволюция каким-то

образом происходила.

Кришнамурти: Физическая, да.

Бом: И мозг увеличился, стал более сложным. Но вы можете спросить,

имеет ли какое-то значение эволюция психики.

Кришнамурти: Видите ли, я хочу положить конец вре-мени,

психологическому. Понимаете?

Бом: Да, понимаю.

Кришнамурти: Для меня оно враг. И разве не является оно причиной,

источником человеческого страдания?

Бом: Такое использование времени - безусловно. Чело-веку приходится

пользоваться временем для своих целей, но он им злоупотребляет.

Кришнамурти: Я так понимаю. Если я должен изучать язык, то мне нужно

время.

Бом: Но злоупотреблять временем, внутренне его растя-гивая...

Кришнамурти: Внутренне - это то, о чем я говорю. Не является ли

причиной человеческого хаоса использование времени как средства становления,

становления все более совершенным, более развитым, более любящим? Вы следите

за моей мыслью?

Бом: Да, понимаю. Если мы не будем так поступать, то, вне сомнения, вся

эта структура рухнет.

Кришнамурти: В том-то и дело.

Бом: Но я не уверен, что нет какой-то другой причины.

Кришнамурти: Подождите. Я хочу немного в это углу-биться. Я не

теоретизирую, а высказываю лишь свое понима-ние. Лично для меня идеи

'завтра' психологически не существует, то есть время я воспринимаю как

движение, и оно либо внешнее, либо внутреннее.

Бом: Вы имеете в виду психологическое время?

Кришнамурти: Да, психологическое время и время внеш-нее. Но если

психологического времени не существует, то нет и 'меня', нет 'я', которое

является источником конфликта. Внешне, в техническом отношении человек

продвинулся, эволюционировал.

Бом: А также во внутренней физической структуре.

Кришнамурти: Все это касается структуры. Но психоло-гически мы

двигались также внешне.

Бом: Да, мы сфокусировали нашу жизнь на внешнем. Не о том ли вы

говорите?

Кришнамурти: Конечно. Мы расширяем наши способ-ности, это внешнее

движение. А внутреннее - это такое же движение, как и внешнее. И вот, если

отсутствует внутреннее движение как время, движение как становление все

большим и большим, что тогда мы получаем? Вы понимаете, что я пытаюсь

выразить? Время тогда прекращается. Понимаете, внешнее движение - это то же

самое, что и движение внутреннее.

Бом: Да. Только оно и происходит.

Кришнамурти: Втягивая время. И если движение пре-кратилось, что мы

получаем? Интересно, удалось ли мне сколько-нибудь это передать? Попробуем

выразить это так. Мы никогда не имеем дела ни с каким другим движением,

кроме внешнего.

Бом: Во всяком случае, как правило. Большую часть нашей энергии мы

отдаем внешнему движению.

Кришнамурти: А психологическое движение -- оно так-же внешнее.

Бом: Согласен, оно - отражение этого внешнего движе-ния.

Кришнамурти: Мы считаем его внутренним, но в дей-ствительности оно

внешнее, верно?

Бом: Разумеется.

Кришнамурти: И вот, когда это движение прекращается, как ему и следует,

не проявляется ли тогда действительно внутреннее движение - движение,

которое не может быть выражено в терминах времени?

Бом: Вы хотели бы ввести понятие о движении другого рода, которое все

еще движение, но уже не в терминах времени?

Кришнамурти: Именно так.

Бом: В этом нам следует разобраться. Можете вы продол-жить?

Кришнамурти: Видите ли, слово 'движение' предпол-агает время.

Бом: Так оно действительно означает перемещение с одного места на

другое. Но, во всяком случае, в нем присут-ствует представление о чем-то

таком, что не статично. Отри-цая время, вы ведь не хотите вернуться к тому,

что статично, и что по-прежнему предполагает время.

Кришнамурти: Давайте скажем, к примеру, что челове-ческий