чтобы созидать, открывать
новые технические приемы, при-способления и т.д., человек в определенный
период своей истории нашел более легким - грабить своих соседей. Чем тогда
хотел он становиться?
Кришнамурти: Во всем этом свои корни имеет конфликт.
Бом: В чем заключался конфликт? Если мы могли бы представить себя на
месте людей тех давних времен, как виделся бы вам этот конфликт?
Кришнамурти: В чем корень конфликта? Не только внешнего, но и огромного
внутреннего конфликта человечес-тва? В чем корень его?
Бом: Это вполне могли быть противоречивые желания.
Кришнамурти: Нет. Не говорят ли все религии, что мы должны становиться
чем-то, должны чего-то достичь?
Бом: Что тогда побуждало людей так поступать? Почему их не
удовлетворяло оставаться такими, какими они были? Видите ли, религиозный
призыв не нашел бы должного отклика, если люди не поняли бы, что в
становлении чем-то большим есть нечто привлекательное.
Кришнамурти: Не является ли это нежеланием или неспособностью
встретиться с фактом и вследствие этого -- стремлением к чему-то еще - ко
все большему и большему?
Бом: Каков, по вашему, этот факт, с которым люди не могли оставаться?
Кришнамурти: Христиане сказали, что это - первород-ный грех.
Бом: Но неверный поворот произошел задолго до хрис-тианства.
Кришнамурти: Да, намного раньше, задолго до христи-анства у индусов уже
была идея кармы. Каков источник всего этого?
Бом: Мы сказали, что был некий факт, с которым люди не могли
оставаться. Каков бы он ни был, они хотели придумать нечто лучшее.
Кришнамурти: Да, нечто лучшее. Становление.
Бом: Можно было бы сказать, что они начали делать вещи, технически
лучшие, а затем распространили это и на себя, сказав: 'Я тоже должен стать
лучше'.
Кришнамурти: Да, внутренне становиться лучше.
Бом: Мы все вместе должны становиться лучше.
Кришнамурти: Верно. В чем корень всего этого?
Бом: Ну, я готов думать, что он естественно заключается в мысли,
проецирующей эту цель становления лучше. То есть, нечто присущее самой
структуре мысли.
Кришнамурти: Не произошло ли так, что принцип становления лучше на
внешнем плане привел к становлению лучше внутренне?
Бом: Если хорошо становиться лучше внешне, то почему бы мне не стать
лучше внутренне?
Кришнамурти: Не послужило ли это причиной конфлик-та?
Бом: Похоже, что так. Конфликт приближается.
Кришнамурти: Приближается? Является ли фактором время? Время как,
например, 'Мне нужно знание, чтобы делать то или это'? Тот же принцип
работает и применитель-но к внутреннему? Является ли фактором время?
Бом: Я не думаю, что время само по себе было единствен-ным фактором.
Кришнамурти: Нет, нет. Время. Становление, которое предполагает время.
Бом: Да, но мы не видим, как время приносит беду. Мы должны
согласиться, что время, если подходить к нему как к чему-то внешнему, не
причиняет каких-либо трудностей.
Кришнамурти: В определенной степени причиняет - но мы рассматриваем
идею времени как нечто внутреннее.
Бом: Итак, мы должны понять, почему время так разрушительно внутренне.
Кришнамурти: Потому что я стараюсь становиться чем-то.
Бом: Да, но многие люди могли бы сказать, что это совершенно
естественно. Вы должны объяснить, что в станов-лении неправильно.
Кришнамурти: Очевидно, имеет место конфликт; когда я стараюсь чем-то
становиться, происходит постоянная борь-ба.
Бом: Да. Можем ли мы это рассмотреть? Почему это означает постоянную
борьбу? Это ведь не борьба, если я стремлюсь внешне улучшить свое положение.
Кришнамурти: Внешне, да. Внешне - это более или менее правильно, но
когда тот же подход применяется к внутреннему, то это создает противоречие.
Бом: И это противоречие...
Кришнамурти: Между 'тем, что есть' и 'становлением того, что должно
быть'.
Бом: Тут есть трудность: Почему это противоречие внут-реннее, а не
внешнее?
Кришнамурти: Внутреннее, потому что создает центр, сосредоточенный на
самом себе -- не правда ли?
Бом: Да, но нам нужно увидеть причину. Почему это так происходит?
Создается ли такой центр, когда мы действуем внешним образом? Тогда в нем
как будто нет необходимости.
Кришнамурти: В нем нет необходимости.
Бом: Но когда мы делаем это