Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

чтобы созидать, открывать

новые технические приемы, при-способления и т.д., человек в определенный

период своей истории нашел более легким - грабить своих соседей. Чем тогда

хотел он становиться?

Кришнамурти: Во всем этом свои корни имеет конфликт.

Бом: В чем заключался конфликт? Если мы могли бы представить себя на

месте людей тех давних времен, как виделся бы вам этот конфликт?

Кришнамурти: В чем корень конфликта? Не только внешнего, но и огромного

внутреннего конфликта человечес-тва? В чем корень его?

Бом: Это вполне могли быть противоречивые желания.

Кришнамурти: Нет. Не говорят ли все религии, что мы должны становиться

чем-то, должны чего-то достичь?

Бом: Что тогда побуждало людей так поступать? Почему их не

удовлетворяло оставаться такими, какими они были? Видите ли, религиозный

призыв не нашел бы должного отклика, если люди не поняли бы, что в

становлении чем-то большим есть нечто привлекательное.

Кришнамурти: Не является ли это нежеланием или неспособностью

встретиться с фактом и вследствие этого -- стремлением к чему-то еще - ко

все большему и большему?

Бом: Каков, по вашему, этот факт, с которым люди не могли оставаться?

Кришнамурти: Христиане сказали, что это - первород-ный грех.

Бом: Но неверный поворот произошел задолго до хрис-тианства.

Кришнамурти: Да, намного раньше, задолго до христи-анства у индусов уже

была идея кармы. Каков источник всего этого?

Бом: Мы сказали, что был некий факт, с которым люди не могли

оставаться. Каков бы он ни был, они хотели придумать нечто лучшее.

Кришнамурти: Да, нечто лучшее. Становление.

Бом: Можно было бы сказать, что они начали делать вещи, технически

лучшие, а затем распространили это и на себя, сказав: 'Я тоже должен стать

лучше'.

Кришнамурти: Да, внутренне становиться лучше.

Бом: Мы все вместе должны становиться лучше.

Кришнамурти: Верно. В чем корень всего этого?

Бом: Ну, я готов думать, что он естественно заключается в мысли,

проецирующей эту цель становления лучше. То есть, нечто присущее самой

структуре мысли.

Кришнамурти: Не произошло ли так, что принцип становления лучше на

внешнем плане привел к становлению лучше внутренне?

Бом: Если хорошо становиться лучше внешне, то почему бы мне не стать

лучше внутренне?

Кришнамурти: Не послужило ли это причиной конфлик-та?

Бом: Похоже, что так. Конфликт приближается.

Кришнамурти: Приближается? Является ли фактором время? Время как,

например, 'Мне нужно знание, чтобы делать то или это'? Тот же принцип

работает и применитель-но к внутреннему? Является ли фактором время?

Бом: Я не думаю, что время само по себе было единствен-ным фактором.

Кришнамурти: Нет, нет. Время. Становление, которое предполагает время.

Бом: Да, но мы не видим, как время приносит беду. Мы должны

согласиться, что время, если подходить к нему как к чему-то внешнему, не

причиняет каких-либо трудностей.

Кришнамурти: В определенной степени причиняет - но мы рассматриваем

идею времени как нечто внутреннее.

Бом: Итак, мы должны понять, почему время так разрушительно внутренне.

Кришнамурти: Потому что я стараюсь становиться чем-то.

Бом: Да, но многие люди могли бы сказать, что это совершенно

естественно. Вы должны объяснить, что в станов-лении неправильно.

Кришнамурти: Очевидно, имеет место конфликт; когда я стараюсь чем-то

становиться, происходит постоянная борь-ба.

Бом: Да. Можем ли мы это рассмотреть? Почему это означает постоянную

борьбу? Это ведь не борьба, если я стремлюсь внешне улучшить свое положение.

Кришнамурти: Внешне, да. Внешне - это более или менее правильно, но

когда тот же подход применяется к внутреннему, то это создает противоречие.

Бом: И это противоречие...

Кришнамурти: Между 'тем, что есть' и 'становлением того, что должно

быть'.

Бом: Тут есть трудность: Почему это противоречие внут-реннее, а не

внешнее?

Кришнамурти: Внутреннее, потому что создает центр, сосредоточенный на

самом себе -- не правда ли?

Бом: Да, но нам нужно увидеть причину. Почему это так происходит?

Создается ли такой центр, когда мы действуем внешним образом? Тогда в нем

как будто нет необходимости.

Кришнамурти: В нем нет необходимости.

Бом: Но когда мы делаем это