затем перепроверяется. Снача-ла мы
проверяем состоятельность исследования с точки зрения рационального подхода,
а затем смотрим, ведет ли сам этот подход к порядку и взаимосвязи, и что он
значит для нашей жизни в целом.
Кришнамурти постоянно подчеркивает, что он ни в коей мере не является
авторитетом. Он открыл некоторые вещи и просто делает самое лучшее, чтобы
его открытия стали доступными для тех, кто способен прислушаться. Его
произ-ведения не содержат ни догм, ни техник и методов, ведущих к внутренней
тишине. Он не стремится создать никакой новой системы религиозного
верования. Напротив, каждый человек должен сам увидеть, может ли он открыть
для себя то, на что указывает Кришнамурти, и, исходя из этого, делать свои
собственные открытия'.
Мы воспользовались 'Кратким введением к изданию произведений
Дж.Кришнамурти', чтобы привести некото-рые высказывания Д.Бома о Кришнамурти
и о значении их общения и сотрудничества для выяснения ряда фундамен-тальных
проблем, стоящих перед современной наукой и жизнью, и от правильного
разрешения которых зависит во многом настоящее и будущее человечества.
Идеи Кришнамурти послужили мощным импульсом в дальнейшей научной работе
Д.Бома. Они четко прослежива-ются в книге Д.Бома 'Целостность и присущий ей
порядок' (Wholeness and the implicate order. London etc., 1980), в его
подходе к проблеме целостного видения мира, а также природы сознания.
Особенно интересна в этом отношении его книга 'Раскрытие значения. Беседы с
Дэвидом Бомом' (Unfolding meaning. A weekend of dialogue with David Bohm), в
которой ученый и его собеседники выясняют, как могут быть реализованы на
практике идеи, вытекающие из целос-тного восприятия мира. В этой связи мы
отметим также книгу 'Наука, порядок и творчество' (DavidBohm, F. David Peat.
Science, order and creativity. Toronto, New York etc. 1987), которую Д.Бом в
соавторстве с Ф.Д.Питом опублико-вал в 1987 г. и в которой широко отражена
проблематика, обсуждаемая в беседах Кришнамурти и Д.Бома.
В настоящий сборник мы включили 19 бесед, что состав-ляет более
половины всех бесед, происходивших между Кришнамурти и Д.Бомом. Первая из
них - 'О разуме' - состоялась 7 октября 1972 г. в Броквуд Парке и была
опубликована в книге 'Пробуждение разума' (J.Krishnamurti. The awakening of
intelligence. London, 1973). Следую-щие 3 беседы посвящены теме об истине и
действительности (J.Krishnamurti. Truth and actuality. V.Gollancz, London,
1977). Дальше идут 13 бесед, полностью составивших книгу 'Окончание времени'
(J.Krishnamurti and David Bohm. The ending of time. V.Gollancz, London,
1988). Из них 8 бесед состоялись в апреле 1980 г. в Охае (Калифорния), а
остальные 5 - в июне и сентябре 1980 г. в Броквуд Парке. Появление книги
'Окончание времени' нашло живейший отклик у читательской аудитории, став
своего рода бестселлером. Заключают наш сборник две беседы в Броквуд Парке,
11 и 20 июня 1983 г., которые также вышли отдельной книгой под названием
'Будущее человечества' (J.Krishnamurti and David Bohm. The future of
humanity. Krishnamurti Founda-tion, India, 1987). Ниже мы полностью приводим
текст предисловия Д.Бома, которое может служить хорошим ком-ментарием к
рассматриваемым проблемам.
'Две беседы, представленные в этой книге состоялись три года спустя
после тринадцати подобных бесед между Кришнамурти и мною, составивших книгу
'Окончание вре-мени'. Так что они неизбежно оказываются глубоко связан-ными
с проблематикой, которой были посвящены эти пред-шествующие беседы. Обе
книги в известном смысле темати-чески тесно связаны. Книга 'Окончание
времени', разумеет-ся, вследствие значительно большего объема может дать
более глубокое и подробное рассмотрение затронутых в ней вопросов. Тем не
менее, данная книга имеет свою ценность; она предлагает совершенно особый
подход к рассмотрению проблем человеческой жизни и позволяет увидеть новые
важные аспекты этих проблем.
Отправной точкой в этих наших беседах был вопрос: 'Каково будущее
человечества?' Этот вопрос имеет сейчас жизненно важное значение для
каждого, потому что совре-менные наука и техника со всей очевидностью
обнаруживают свои огромные разрушительные потенции.
В самом начале наших бесед стало ясно, что основной причиной ситуации,
которая сложилась в мире, является всеобщая