Не потому, что это интенсивно чувствую я, - это
совершенно другое, тогда это было бы влиянием и пр. Но, беседуя о чем-то, мы
открываем дверь.
Бом: Да. Я думаю, что моя личная обусловленность в значительной степени
связана со стремлением противиться самому этому понятию тайны, хотя нынешняя
наука, как я считаю, идет в неверном направлении.
Кришнамурти: Но с тем, что существует тайна, соглаша-ются даже ученые.
Бом: Да, в каких-то пределах. Основная позиция такова, что рано или
поздно тайна будет раскрыта.
Кришнамурти: Раскрыта, объяснена в виде поверхност-ной отговорки.
Бом: Мое личное ощущение таково, что каждое отдель-ное научное
исследование составляет лишь определенную часть этого поля реальности, и
потому оно не рассеивает тайну.
Кришнамурти: Нет, но фактически ее устраняет, потому что я слушаю, как
вы все объясняете, и потом говорю:
'Ничего там нет'.
Бом: Самое главное - провести различие между истиной и реальностью,
потому что в поле реальности мы можем сколь угодно широко все объяснять, тут
нет предела.
Кришнамурти: Это именно то, что делают нынешние коммунисты.
Бом: Не только коммунисты.
Кришнамурти: Разумеется, не только они; я беру их как пример.
Бом: Я думаю, вы могли бы сказать, что в поле реальнос-ти все что
угодно может быть объяснено, мы можем прони-кать все глубже и шире,
существует возможность бесконеч-ного прогресса. Но суть вещей необъяснима.
Кришнамурти: Нет, я задаю другой вопрос. Я спраши-ваю, ощущаете ли вы
во время такой беседы, как наша, некоторый намек на присутствие тайны? Как
ученый и серьезный человек вы, быть может, с этим явлением столкну-лись уже
давно. Беседуя теперь, не чувствуете ли вы, что это больше уже не намек, а
истина?
Бом: Да, это истина.
Кришнамурти: Так что это более не намек?
Бом: Я думаю, что это было истиной уже в течение какого-то времени.
Потому что она присутствует во всем, что мы делаем здесь, в Броквуде.
Кришнамурти: Да. Вы знаете, тут есть нечто интересное:
истина этой тайны делает ум полностью пустым, - не так ли? Он
совершенно безмолвен. А может быть, именно потому, что он безмолвен, истина
этой тайны пребывает.
Не знаю, удается ли мне это выразить. Когда ум пол-ностью тих, когда им
не пользуются, о нем не медитируют, а также когда он установил порядок в
сфере реальности, он свободен от всей этой путаницы; тогда существует
определен-ная тишина, в которой ум движется прочь от беспорядка. Понимать,
что это не тишина, и не отстраняться от этого понимания, а оставаться с ним,
- значит отрицать то, что был создан порядок.
Бом: Вы говорите, что сначала вы устанавливаете поря-док. Почему нужно
сначала создавать порядок, а потом отрицать его?
Кришнамурти: Отрицание есть тишина.
Бом: Вот почему это должно происходить в такой после-довательности.
Кришнамурти: Потому что когда я устраняю беспоря-док, создается своего
рода математический порядок и в результате этого порядка мой ум затихает.
Бом: Вы говорите, что это не истинная тишина.
Кришнамурти: Да. Понимая, что эта тишина не истинна, я в тот же момент
ее отрицаю, я отрицаю ложную тишину. Но, отрицая, я не хочу никакой другой
тишины. Не существует движения в сторону большей тишины. И тогда истинная
тишина открывает дверь к 'тому'. Это происходит, когда ум со всей его
путаницей пришел к нулю, когда он ничто - не--вещь - и тогда, быть может,
пребывает 'другое'.
Корни психологического конфликта
Кришнамурти: Как нам начать? Я хотел бы спросить, не совершило ли
человечество неверный поворот.
Бом: Неверный поворот? Что же, думаю, это должно было произойти в очень
давние времена.
Кришнамурти: Так я чувствую. В очень давние време-на... Похоже, что
было именно так. - Почему? Видите ли, как мне представляется, человечество
всегда стремилось стано-виться чем-то.
Бом: Вполне возможно. Я был поражен, прочитав однаж-ды, что человек,
сделал неверный шаг примерно пять или шесть тысяч лет тому назад, когда он
начал грабить и захватывать рабов. После этого основной целью его
сущес-твования стало лишь эксплуатировать и грабить.
Кришнамурти: Да, но есть ощущение внутреннего ста-новления.
Бом: Итак, нам следовало бы пояснить, какова тут связь. Какого рода
становление было в этих действиях? Вместо того,