вашей цельности, произво-дит на меня сильнейшее
впечатление. Вы указываете мне на что-то, и мне хочется это получить. Я
должен это получить, во что бы то ни стало. Вы чувствуете свою
ответственность передо мной?
Вы понимаете ситуацию? Вы говорите, что этого не могут коснуться ни
слово, ни мысль; никакое действие не может этого коснуться, за исключением
действия истины. Вы наде-етесь, что это могло бы дать мне ощущение иной
сферы. И мне, поскольку я несчастный человек, хотелось бы получить что-то
оттуда. Но вы говорите: 'Истина - страна без дорог, ни за кем не следуй' --
и я остаюсь.
Я понимаю, я здраво сознаю ограниченность мысли, понимаю весь
беспорядок, страдание и все прочее. Но почему-то никак не могу из этого
выбраться. Не поможет ли мне ваше сострадание? Вы сострадательны, потому что
сострадание есть часть той необыкновенной тайны. Но может ли ваше
сострадание помочь мне? Очевидно, нет.
Итак, что мне делать? У меня страстное желание иметь 'то', а вы
говорите: 'Никакого желания, ты не можешь иметь 'то', оно не является твоей
персональной собствен-ностью'. Все, что вы мне говорите, сводится к тому,
чтобы навести порядок в сфере реальности.
Бом: И, конечно, не бежать от страдания.
Кришнамурти: Если вы действительно установите поря-док в сфере
реального, то нечто произойдет. Причем, как вы говорите, это должно
произойти мгновенно.
Не является ли эта тайна чем-то таким, что известно каждому как
ощущение чего-то непостижимого? Это не желание, которое создает тайны, это
-- ощущение, что в моей жизни, помимо моего страдания, помимо моей смерти,
моей ревности, моей тревоги - помимо всего этого присутствует великая тайна
жизни, ощущение, которое знакомо каждому. - Верно?
Бом: Мне кажется, что в какой-то степени каждый это ощущает. Возможно,
человек с этим чувством рождается, но постепенно его застилает туман
обусловленности.
Кришнамурти: А есть ли в человеке та жизненная сила, та интенсивность
чувства, которая избавила бы его от этого? Это рискованный вопрос, потому
что он мог бы означать, что 'Бог в нас'.
Бом: Это не совсем так, но какой-то намек на это угадывается. Я думаю,
что у детей это ощущение присутствия тайны более сильно выражено, особенно в
раннем возрасте.
Кришнамурти: Вы думаете, современные дети это ощу-щение имеют?
Бом: Не знаю, возможно, в меньшей степени. Видите ли, жизнь в
современном городе должна оказывать плохое дейст-вие.
Кришнамурти: Разумеется.
Бом: Существует много причин. Одна из них - отсутствие контакта с
природой; я думаю, что любое общение с природой дает это ощущение тайны.
Кришнамурти: Да.
Бом: Если вы глядите, например, в ночное небо.
Кришнамурти: Но звезды ученые объясняют.
Бом: Да, понимаю.
Кришнамурти: Кусто объясняет океан; все получает свое объяснение.
Бом: Да, нам внушили, что в принципе мы можем знать все.
Кришнамурти: Так знание становится проклятием. Ви-дите ли, восприятие
не имеет ничего общего со знанием. Истина и знание не идут вместе; знание не
способно вместить всей огромности тайны.
Бом: Да, я думаю, если мы возьмем маленького ребенка, то он мог бы
хранить тайну где-то среди того, чего он не знает. Он мог бы поместить ее на
дно океана или куда-то еще во внешнем пространстве, подальше от того места,
где он находится; но потом он узнает, что люди уже побывали везде.
Следовательно, все сделано для того, чтобы у него возникло ощущение полного
отсутствия тайны.
Кришнамурти: Да, все это так несерьезно.
Бом: В этом заключается опасность нашей эпохи, - она создает у нас
впечатление, что мы, более или менее, знаем все. По крайней мере, у нас есть
основная идея всей схемы, за исключением разве лишь отдельных деталей.
Кришнамурти: Как-то вечером я слушал Броновского, 'Восхождение
Человека'. Он объясняет все.
Бом: Первоначальным импульсом было стремление про-никнуть в эту тайну,
и это был импульс науки. Но она почему-то уклонилась от верного пути. Она
создает лишь видимость объяснения тайны.
Кришнамурти: Разрешите спросить: у вас как серьезного ученого есть это
ощущение тайны?
Бом: Я думаю, да. Но, видите ли, такое ощущение у меня было всегда.
Кришнамурти: А вот сейчас, во время нашей беседы, не становится ли оно
более интенсивным?