той глубины чувства,
с которой вы говорите мне о полной внутренней защищенности. И вот я
обращаюсь к вам: 'Послушайте, как вы собираетесь передать мне эту красоту?'
Зерно истины
Кришнамурти: Если зерно истины посажено, оно долж-но действовать,
должно расти, функционировать, его жизнь -- в нем самом.
Бом: Миллионы людей, возможно, читали или слышали то, что вы говорите.
И создается впечатление, что большин-ство из них вас не поняло. Считаете ли
вы, что рано или поздно, все они вас поймут?
Кришнамурти: Нет, но это продолжается, это их потре-вожило, они
спрашивают: 'Что он этим хочет сказать?' Зерно работает, оно растет, оно -
не мертвое. Вы можете сказать что-то ложное, и оно также будет работать.
Бом: Да, но в настоящее время мы видим борьбу, которая происходит между
ложным и истинным, и невозможно предвидеть исход этой борьбы; мы не можем
быть уверены в результате.
Кришнамурти: Вы заронили в меня зерно: 'Истина - это страна без дорог'.
А в моем сознании зреет также и другое зерно, которое говорит: 'Путь к
истине существует, следуй за мной'. Одно зерно ложно, другое - истинно. Оба
они внедре-ны в мое сознание. И в нем происходит борьба. Истинное и ложное -
оба действуют, и если я достаточно восприимчив, то эта борьба рождает
тревогу и причиняет мне все большее беспокойство и страдание. Что
произойдет, если я не буду уклоняться от этого страдания?
Бом: Совершенно ясно, что произойдет, если не будете уклоняться: у вас
будет энергия, чтобы увидеть истинное.
Кришнамурти: Верно.
Бом: Но сейчас давайте возьмем людей, которые бегут от страдания, а
таких - большинство.
Кришнамурти: Они остаются в стороне, совершенно верно, миллионы
остаются в стороне. Но борьба все же продолжается.
Бом: Да, и это создает смятение.
Кришнамурти: Именно это они создают.
Бом: Да, но мы не знаем, к чему это ведет.
Кришнамурти: О, мы знаем - к диктатуре, к вырожде-нию.
Бом: Я знаю, что становится все хуже. Но в данный момент мы хотим
сделать это понятным. К тем немногим людям, которые не бегут от страдания,
приходит энергия, делающая возможным восприятие истины. У большинства же
людей, которые уклоняются от страдания, дело обстоит все хуже.
Кришнамурти: А они правят миром.
Бом: Итак, каков же выход?
Кришнамурти: Говорят, что на вопрос, как из этого положения выйти, не
существует ответа.
Бом: Это тоже не ответ.
Кришнамурти: Говорят, что можно разрешить эти про-блемы, если
уединиться в горах или уйти в монастырь, стать монахом - но это ничего не
решает. Все, что остается делать - это продолжать кричать.
Бом: Да, тогда нам придется сказать, что мы не знаем результата, не
знаем, какой от этого крика будет толк.
Кришнамурти: Если вы надеетесь с помощью крика найти решение проблемы,
то вы заблуждаетесь.
Бом: Да, такова ситуация.
Кришнамурти: Вы говорите, вы указываете. Если никто не хочет обратить
внимание - это их дело; но вы продолжаете.
Теперь я хочу пойти дальше. Видите ли, существует тайна; мысль не может
коснуться ее. В чем ее суть?
Бом: Суть этой тайны? Я думаю, вы могли бы подойти к этому так: когда
вы рассматриваете сферу мысли, интеллекта и пр., вы определенно видите, что
она не имеет ясной основы. И вам становится понятно, - 'то, что есть' должно
быть за пределом видения. 'То, что есть' - тайна.
Кришнамурти: Да.
Бом: Исходя из сказанного, полагаю, вы не можете жить в этом поле
реальности и мысли.
Кришнамурти: Нет, разумеется, не могу. Но я не возра-жаю, я не
испытываю страха.
Бом: Вы не возражаете потому, что вы психологически защищены. Даже если
что-то случается с вами, это не задевает вас глубоко.
Кришнамурти: Я живу в поле реальности, это моя жизнь. Здесь я здраво
осознаю все, что происходит, я борюсь и продолжаю движение в этом поле. И я
никогда не могу прикоснуться к другому полю. Я не могу сказать: 'Я способен
этого коснуться'; не существует 'я', если вы действительно этого коснетесь.
Вы мне говорите: 'Существует тайна, которая превыше всякого понимания'.
И поскольку я нахожусь в плену у этого, мне хотелось бы получить то. Вы
говорите, что су-ществует тайна, потому что для вас это -- действительность,
не выдумка, не суеверие, не самообман. Для вас это истина. И то, что вы
говорите, благодаря