вы подчеркиваете, что до
тех пор, пока мы живем в мире реальности, будут продолжаться жестокие
убийства, смерть - все, что в мире происходит. В этой сфере не может быть
решения ни одной из наших проблем. Как вы мне это объясните? Я хочу понять,
я страстно жажду вы-браться из сферы реального.
Бом: Единственное, что возможно передать, - это интен-сивность. Все
другие факторы под этим углом зрения мы уже рассматривали.
Кришнамурти: Видите ли, то, что вы говорите, не имеет ни системы, ни
метода, потому что и система и метод - часть обусловленности. Вы говорите
нечто совершенно новое, не-ожиданное, что никогда мне даже и в голову не
приходило. Вы появляетесь с полной корзиной, а я не знаю, как ее принять.
Это всегда было проблемой - для пророков, для каждого...
Бом: Никому, похоже, не удалось достичь в этом реаль-ного успеха.
Кришнамурти: Никому. Отчасти это связано с нашим воспитанием, которое
постоянно удерживает нас в сфере реального.
Бом: Каждый ждет, что ему укажут путь из этой сферы.
Кришнамурти: Вы говорите об энергии особого рода, совершенно отличной
от энергии реальности. И вы говорите, что такая энергия все это уничтожит,
но она будет использо-вать реальность.
Бом: Да, она будет действовать через реальность.
Кришнамурти: Для меня это всего лишь слова, потому что общество,
воспитание, экономика, мои родители - все это здесь, в реальности. Все
ученые работают здесь, все профес-сора, все экономисты - все они здесь. Вы
говорите: 'Посмот-ри', а я отказываюсь смотреть.
Бом: Я даже не отказываюсь, это как-то само получается, пожалуй, даже,
бессознательно.
Кришнамурти: А не присутствует ли в этом обсуждении мышление, которое
свободно от сферы реального, не связано с нею?
Бом: Можно спросить: не существует ли такое мышле-ние, которое в
каком-то смысле подобно ответу барабана на внутреннюю пустоту.
Кришнамурти: Хорошее сравнение. Барабан вибрирует, потому что он пуст.
Бом: Материальная вещь вибрирует на пустоту.
Кришнамурти: Материальная вещь вибрирует. Подо-ждите, не является ли
истина пустотой?
Бом: Реальность есть некоторая вещь, пожалуй, всякая вещь. Истина - не
вещь. Она есть то, что выражено словом 'nothing' в его глубоком значении -
ничто, не-вещь. Таким образом, истина несубстанциональна, невещественна
('no-thingness').
Кришнамурти: Да, истина -- не вещь, она -- ничто.
Бом: Потому что если она - не реальность, то она ничто, не-вещь.
Кришнамурти: А следовательно, - пустота. Бытие пус-тотой - вы так
однажды ее определили?
Бом: Слово 'leisure' (незанятый) означает в своей основе 'empty'
(пустой). Английский корень слова 'empty' означа-ет свободный, незанятый.
Кришнамурти: Таким образом, вы мне говорите: 'Ваш ум должен быть
незанятым'. Он не должен быть занят реальным.
Бом: Да, понятно.
Кришнамурти: Так что ум должен быть пустым, в нем не должно быть ни
одной из вещей, которые накапливаются реальностью, мыслью, - ни одной вещи.
Это означает пусто-ту.
Бом: Понятно, что вещи - это то, о чем мы думаем, и, следовательно, нам
надо сказать, что ум не должен думать ни о чем.
Кришнамурти: Верно. Это значит, что мысль не может думать о пустоте,
представить ее.
Бом: Это обратило бы пустоту в вещь.
Кришнамурти: Вот именно. Видите ли, индийская тра-диция утверждает, что
вы можете к этому прийти.
Бом: Да, но к чему бы вы ни пришли, ваша тропа должна быть проложена в
сфере реального.
Кришнамурти: Да. Итак, интуитивно я понимаю, я вижу это; вижу, что мой
ум должен быть незанятым, не должен иметь никаких обитателей, он должен быть
пустым домом. Какова роль, каково действие этой пустоты в моей жизни? - Ведь
я должен тут жить; не знаю, почему, но я должен жить в этом пустом доме. Я
хочу выяснить, отличается ли действие пустоты от другого действия? Оно
должно отличаться, а следовательно...
Бом: Оно должно быть.
Кришнамурти: И как могу я сделать свой ум пустым от содержания, которое
составляет сознание? Как мне опусто-шить содержание? Содержание - это
реальность, мое созна-ние - реальность.
Бом: Да, сознание - реальность. Это не просто осознание реальности.
Кришнамурти: Да, сознание есть реальность. И как это происходит, что
содержание сознания оказывается пустотой, что оно уже более не реальность? -
Давайте выразим