нужно озаре-ние, иначе я не
смогу ее прекратить.
Бом: Мы, пожалуй, могли бы взглянуть на это так:
обусловленность - это реальность, очень прочная реальность, именно
такой мы в основном себе ее представляем.
Кришнамурти: Да.
Бом: Как мы сказали в предыдущей беседе, она действи-тельно существует.
Обычная реальность - это не только то, что я себе представляю, но в какой-то
степени она соответ-ствует действительности, действительному факту. В этом -
доказательство ее реальности. И с первого взгляда эта обус-ловленность
представляется такой же прочной, как всякая реальность, даже еще более
прочной.
Кришнамурти: Гораздо более прочной. Может ли обус-ловленность быть
устранена, может ли она прекратиться с помощью мышления?
Бом: Не может, потому что таково наше мышление.
Кришнамурти: Значит, мышление не прекратит обус-ловленности. Что же
тогда может это сделать?
Бом: Мы снова вернулись назад. Мы видим, что это может сделать только
истина, озарение.
Кришнамурти: Я думаю, что-то происходит. Вижу, что я обусловлен и
отделяю себя от обусловленности, восприни-маю себя отдельно от нее. А вы
приходите и говорите: 'Нет, это не так, наблюдающий есть наблюдаемое'. Если
я смогу это увидеть, или у меня будет озарение, которое мне откроет, что
наблюдающий есть наблюдаемое, то обусловленность начнет разрушаться.
Бом: Потому что она непрочная.
Кришнамурти: Осознание обусловленности прекращает ее. Истина перед нами
тогда, когда существует понимание того, что наблюдающий есть наблюдаемое. В
этом осознании, которое истинно, обусловленность исчезает. Как она
исчеза-ет? Что требуется для того, чтобы разрушить ее структуру?
Бом: Озарение, которое позволит увидеть ее ложность.
Кришнамурти: Но я могу интуитивно ощущать нечто как ложное, и все же
продолжать следовать прежним путем, принимая ложное и живя в нем.
Бом: Да.
Кришнамурти: И вот, не знаю, смогу ли я это выразить. Мне нужно
осуществить это в своей жизни. Я принял реальность как истину, я живу в ней,
мои боги, мои привычки - все в ней. Вы приходите и говорите: 'Посмотрите,
истина отличается от реальности', и вы мне это объясняете. Как мне отбросить
этот ужасный груз, как сокрушить эту ужасную обусловленность? Мне для этого
нужна энергия. Приходит ли энергия, когда я вижу, что 'наблюдающий есть
наблюдае-мое'? Как мы сказали, я вижу важность, разумность того, что
обусловленность должна быть устранена, понимаю необходи-мость этого,
понимаю, как обусловленность себя проявляет, мне понятны разделение,
конфликт и все прочее, что она в себя включает. И вот, когда я сознаю, что
наблюдающий есть наблюдаемое, приходит энергия совершенно иного рода. Все
это я хочу постигнуть.
Бом: Да, тогда это уже не энергия реальности. Я лучше это вижу, когда
говорю: 'мыслящий есть мысль'. Фактичес-ки это одно и то же.
Кришнамурти: Да, мыслящий есть мысль. И вот, отли-чается ли эта энергия
от энергии обусловленности, от дейст-вия обусловленности и реальности? Не
является ли эта энергия восприятием истины? У нее тогда совершенно иное
качество.
Бом: Она, видимо, имеет качество свободы, она не связана
обусловленностью.
Кришнамурти: Да. Теперь я хочу практически приме-нить это к себе. Я
вижу всю проблему, которую вы мне описали. У меня довольно хорошие
способности, я могу аргументировать, объяснить ее и т.д., но энергия этого
качества не приходит. И вот, движимый состраданием, пони-манием и
восприятием истины, вы хотите мне помочь полу-чить эту энергию. Вы говорите:
'Прошу тебя, пойми это'. А я не могу этого понять, потому что вся моя жизнь
проходит в сфере реальности. Вы живете в свете истины, а я -- нет. Не
существует никаких отношений между вами и мною. Я соглашаюсь с вашими
словами, вижу их разумность, логич-ность, вижу их действенность, но не могу
сломать своей обусловленности.
Как вы поможете - я с сомнением употребляю это слово -- как можете вы
мне помочь ее разрушить? Вам это будет трудно, потому что вы видите истину,
а я -- нет. Вы говорите: 'Ради Бога, пойми это'. Как вы поможете мне?
Словами? Тогда мы вступаем в сферу, которая мне весьма хорошо знакома.
Обычно так и происходит, - понимаете? Так что же делать? Что делать вам со
мной, отказывающимся видеть то, что происходит? И