личной выгоды или
превосходст-ва, в нем нет вообще никаких эмоций. Оно имеет качество
завершенности, полноты. Таким качеством не обладает дей-ствие, рожденное
мыслью, действие, вытекающее из анализа вопроса, существует ли Бог или Бога
нет. Это действие всегда неполно.
Бом: Да, я понял. Тогда существует другое действие, при котором вы
пользуетесь словами, пытаетесь осознать озаре-ние. Допустим, вы обращаетесь
к вашим слушателям. Какоеэто действие - полное или неполное? Вы говорите,
что сделали открытие в отношение Бога. Другие люди все еще воспринимают его
как факт, и, следовательно...
Кришнамурти: Но этот человек говорит, исходя из озарения.
Бом: Он говорит, исходя из озарения, но при этом он включает процесс
времени.
Кришнамурти: Да, чтобы выразить нечто.
Бом: Чтобы что-то изменить. Давайте теперь это рассмот-рим, чтобы стало
яснее. Это действие исходит из озарения и оно выражает истину.
Кришнамурти: Да, оно всегда исходит из озарения.
Бом: И при этом вам, возможно, придется приводить в систему...
Кришнамурти: ... конечно, разумно обосновывать, что-то додумывать и так
далее. А действие, обоснованное мыслью, отличается от действия озарения.
Бом: В чем, собственно, состоит различие, когда озаре-ние передается
посредством разумной мысли? Вернемся к вашему прозрению в отношении Бога:
вам нужно передать его другим людям, вы должны выразить его достаточно
обосно-ванно.
Кришнамурти: Да.
Бом: И, следовательно, не присутствует ли тут еще какое-то качество
озарения, касающееся того, как его пере-дать? Вы должны для этого найти
какой-то разумно обосно-ванный способ. Следовательно, в самой попытке
передать, в самой форме передачи должно присутствовать нечто от исти-ны
озарения. И в определенном значении это есть мысль.
Кришнамурти: Нет, когда озарение передают другому с помощью слов, такое
действие будет неполным до тех пор, пока тот, кто передает, будет говорить о
своем озарении.
Бом: Правильно. Таким образом, вы должны передать то, что даст
кому-нибудь озарение.
Кришнамурти: Возможно ли дать озарение?
Бом: Не в буквальном смысле, но вы должны как-то выразить то, что,
возможно, не поддается описанию.
Кришнамурти: Да. Это может случиться только тогда, когда вы сами уже
расстались с верой в Бога.
Бом: Но нет гарантии, что это случится.
Кришнамурти: Нет, разумеется.
Бом: Это зависит от другого человека, от его готовности слушать.
Кришнамурти: И вот мы приходим к такому вопросу:
существует ли невербальное мышление, мышление без слов? Не могло бы оно
оказаться тем средством, которое передаст озарение?
Бом: Я готов допустить, что существует такой род мышления, который
позволяет передать озарение. Озарение невербально, но мышление само по себе
таковым не является. Существует мышление, в котором преобладает слово, но
есть и другой вид мышления, в котором порядок устанавливается не словом, а
озарением.
Кришнамурти: Является ли озарение продуктом мысли?
Бом: Нет, озарение проявляется через мысль, но оно никогда не может
быть продуктом мысли.
Кришнамурти: Очевидно, нет.
Бом: Оно может действовать через мысль. Я хотел бы сказать, что та
мысль, посредством которой действует озаре-ние, имеет свой особый порядок,
она отлична от всякой другой. Я хотел бы провести различие между этими двумя
видами мысли. Вы привели однажды пример с барабаном, который вибрирует от
внутренней пустоты. Я воспользуюсь этим сравнением, чтобы показать, что
действие барабанной кожи подобно действию мысли. Верно?
Кришнамурти: Да. Но как озарение происходит? Если оно не является
продуктом мысли, не является процессом, вызванным мыслью и всем прочим, то
как оно возникает?
Бом: Не ясно, что вы имеете в виду.
Кришнамурти: Как возникает у меня прозрение, что Бог - проекция наших
собственных желаний, образов и так далее? Я вижу ложность или истинность
этого. Как это происходит ?
Бом: Я себе не представляю, как вы могли бы это описать.
Кришнамурти: У меня есть внутреннее ощущение, что мысль не может
проникнуть в ту сферу, где происходит озарение, где пребывает истина, хотя
мысль действует в любой другой сфере. Но истина, ее сфера могут действовать
посредством мысли.
Бом: Да.
Кришнамурти: В то же время в эту сферу мысль войти не может.