Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Оно шло

от той интенсивной энергии, с какой Кришнамурти слушал, и той свободы от

самозащитных предубеждений и барьеров, с какой он согла-шался с моими

доводами. Мне как ученому, занимающемуся естественными науками, была хорошо

знакома подобная способность реагировать, ибо по существу она была той же

природы, что и у других ученых, с которыми я ощущал тесное духовное родство.

Тут прежде всего я вспоминаю Эйнштейна, который проявлял подобную

интенсивность и отсутствие личного тщеславия при обмене взглядами'.

В дальнейшем встречи и беседы Кришнамурти и Бома стали регулярными, они

происходили всякий раз, когда Кришнамурти приезжал в Лондон или в Саанен

(Швейца-рия). А когда у Кришнамурти созрела идея об основании школы в

Броквуд Парке в Лондоне, и он пригласил Д.Бома принять участие в этом

начинании, последний с радостью откликнулся на предложение Кришнамурти и в

качестве члена организации фондов и Попечительского совета отдавал школе

много сил и энергии. Знакомство Кришнамурти и Д.Бома переросло в дружбу, их

встречи превратились в совместное углубленное исследование интересовавших их

вопросов.

'В наших беседах, - вспоминал позднее Д.Бом, - рас-сматривались многие

вопросы, связанные с моим научным творчеством. Мы беседовали о пространстве

и времени, об универсуме и связях внешней природы с внутренней струк-турой

человеческого духа. Мы обсуждали беспорядок и смятение, которые

обусловливают человеческое сознание.

Именно здесь, - пишет далее Бом, - я столкнулся с тем, что считаю

величайшим открытием Кришнамурти. Он утвер-ждает, что весь этот беспорядок,

являющийся причиной наших страданий и бед и мешающий людям ладить друг с

другом, проистекает снова и снова из незнания структуры процесса нашего

мышления. Иными словами, мы не знаем, что фактически в нас происходит, когда

мы мыслим. В результате длительного наблюдения за деятельностью мысли

Кришнамурти пришел к выводу, что мышление непосред-ственно воспринимается в

человеческом мозгу и нервной системе как материальный процесс.

Обычно мы склонны воспринимать содержание мысли, а не то, как мышление

осуществляется. Это можно увидеть, если понаблюдать, что происходит, когда

человек читает книгу. При этом он обращает внимание в основном только на

смысл того, что читает. Но можно также наблюдать и самую книгу: ее страницы,

которые мы перелистываем, напечатан-ные слова, типографскую краску, сорт

бумаги и т.д. Подо-бным же образом мы можем осознавать фактическую

струк-туру и функцию процесса мышления, а не только его содер-жание. Как

может такая бдительность возникнуть? Кришна-мурти считает, что здесь

присутствует нечто, что он называет медитацией. Слово 'медитация' имеет

длинную цепь различ-ных и даже противоречивых значений, из которых многие

внешне выглядят весьма мистическими. У Кришнамурти это слово имеет

совершенно определенное и ясное значение. ... Медитировать для него значит

воспринимать, осознавать и в то же время ощущать, что в человеке происходит.

Пожалуй, это именно то, что Кришнамурти считает началом медита-ции, - самое

тщательное наблюдение за всем, что происходит в связи с фактической

деятельностью мышления, являющей-ся источником всеобщего беспорядка. Сам

факт медитации приносит порядок в деятельность мысли без вмешательства воли,

выбора, решения или какой-либо иной деятельности 'мыслящего'. Только так

возникает порядок. Шум и хаос - обычный фон нашего сознания - исчезают, и

наступает тишина. В этой тишине происходит нечто новое и творческое, нечто

такое, что невозможно выразить словами, но что имеет исключительно важное

значение для всей жизни. Кришна-мурти не стремится передать это состояние

словами, но требует от заинтересованных в этом людей исследовать для самих

себя вопрос о медитации и все свое внимание фиксиро-вать на структуре

мышления.

Творчество Кришнамурти являет собой истинно науч-ный метод в самом его

высоком и чистом виде. Он исходит из факта, из действительной природы нашего

мыслительного процесса. Структура мысли становится видимой вследствие

большого внимания и тщательного, постоянного наблюдения за процессами,

происходящими в сознании. Таким образом осуществляется непрерывное изучение,

и из него вытекает взгляд на всю совокупную или целостную природу

мысли-тельного процесса. Результат