Оно шло
от той интенсивной энергии, с какой Кришнамурти слушал, и той свободы от
самозащитных предубеждений и барьеров, с какой он согла-шался с моими
доводами. Мне как ученому, занимающемуся естественными науками, была хорошо
знакома подобная способность реагировать, ибо по существу она была той же
природы, что и у других ученых, с которыми я ощущал тесное духовное родство.
Тут прежде всего я вспоминаю Эйнштейна, который проявлял подобную
интенсивность и отсутствие личного тщеславия при обмене взглядами'.
В дальнейшем встречи и беседы Кришнамурти и Бома стали регулярными, они
происходили всякий раз, когда Кришнамурти приезжал в Лондон или в Саанен
(Швейца-рия). А когда у Кришнамурти созрела идея об основании школы в
Броквуд Парке в Лондоне, и он пригласил Д.Бома принять участие в этом
начинании, последний с радостью откликнулся на предложение Кришнамурти и в
качестве члена организации фондов и Попечительского совета отдавал школе
много сил и энергии. Знакомство Кришнамурти и Д.Бома переросло в дружбу, их
встречи превратились в совместное углубленное исследование интересовавших их
вопросов.
'В наших беседах, - вспоминал позднее Д.Бом, - рас-сматривались многие
вопросы, связанные с моим научным творчеством. Мы беседовали о пространстве
и времени, об универсуме и связях внешней природы с внутренней струк-турой
человеческого духа. Мы обсуждали беспорядок и смятение, которые
обусловливают человеческое сознание.
Именно здесь, - пишет далее Бом, - я столкнулся с тем, что считаю
величайшим открытием Кришнамурти. Он утвер-ждает, что весь этот беспорядок,
являющийся причиной наших страданий и бед и мешающий людям ладить друг с
другом, проистекает снова и снова из незнания структуры процесса нашего
мышления. Иными словами, мы не знаем, что фактически в нас происходит, когда
мы мыслим. В результате длительного наблюдения за деятельностью мысли
Кришнамурти пришел к выводу, что мышление непосред-ственно воспринимается в
человеческом мозгу и нервной системе как материальный процесс.
Обычно мы склонны воспринимать содержание мысли, а не то, как мышление
осуществляется. Это можно увидеть, если понаблюдать, что происходит, когда
человек читает книгу. При этом он обращает внимание в основном только на
смысл того, что читает. Но можно также наблюдать и самую книгу: ее страницы,
которые мы перелистываем, напечатан-ные слова, типографскую краску, сорт
бумаги и т.д. Подо-бным же образом мы можем осознавать фактическую
струк-туру и функцию процесса мышления, а не только его содер-жание. Как
может такая бдительность возникнуть? Кришна-мурти считает, что здесь
присутствует нечто, что он называет медитацией. Слово 'медитация' имеет
длинную цепь различ-ных и даже противоречивых значений, из которых многие
внешне выглядят весьма мистическими. У Кришнамурти это слово имеет
совершенно определенное и ясное значение. ... Медитировать для него значит
воспринимать, осознавать и в то же время ощущать, что в человеке происходит.
Пожалуй, это именно то, что Кришнамурти считает началом медита-ции, - самое
тщательное наблюдение за всем, что происходит в связи с фактической
деятельностью мышления, являющей-ся источником всеобщего беспорядка. Сам
факт медитации приносит порядок в деятельность мысли без вмешательства воли,
выбора, решения или какой-либо иной деятельности 'мыслящего'. Только так
возникает порядок. Шум и хаос - обычный фон нашего сознания - исчезают, и
наступает тишина. В этой тишине происходит нечто новое и творческое, нечто
такое, что невозможно выразить словами, но что имеет исключительно важное
значение для всей жизни. Кришна-мурти не стремится передать это состояние
словами, но требует от заинтересованных в этом людей исследовать для самих
себя вопрос о медитации и все свое внимание фиксиро-вать на структуре
мышления.
Творчество Кришнамурти являет собой истинно науч-ный метод в самом его
высоком и чистом виде. Он исходит из факта, из действительной природы нашего
мыслительного процесса. Структура мысли становится видимой вследствие
большого внимания и тщательного, постоянного наблюдения за процессами,
происходящими в сознании. Таким образом осуществляется непрерывное изучение,
и из него вытекает взгляд на всю совокупную или целостную природу
мысли-тельного процесса. Результат