обусловленного поля реальности.
Кришнамурти: Теперь другой вопрос. Предположим, я эрудит и полон этого
обусловленного и обусловливающего знания. Как мне постичь истину целостного
восприятия, как удержать в сознании все целиком?
Бом: Не думаю, что так удастся постичь истину.
Кришнамурти: Скажем, я учился всю жизнь; я посвятил знанию, которое
есть реальность, всю свою жизнь.
Бом: Да, а она тоже реальность, еще большая.
Кришнамурти: И предположим, вы приходите и говори-те: 'Истина находится
где-то еще, здесь ее нет'. Я соглаша-юсь с вами, принимаю ваше объяснение и
говорю: 'Прошу вас, помогите мне попасть отсюда туда'.
Бом: Да.
Кришнамурти: Потому что когда я попаду туда, я познаю истину. А здесь
мое постижение всегда фрагментарно.
Бом: Да.
Кришнамурти: Мое знание, следовательно, говорит мне:
'Это реальность, это не истина'. И допустим, вы приходите и говорите:
'Да, это не истина'. А я прошу: 'Скажите мне, пожалуйста, как попасть отсюда
туда'.
Бом: Мы как раз говорили, что не можем двигаться...
Кришнамурти: Я рисую это схематично. Что мне делать?
Бом: Думаю, мне надо увидеть, что вся эта структура знания неизбежно
оказывается ложной, ибо моя реальность искажена.
Кришнамурти: Не хотели бы вы сказать, что содержание моего сознания
есть знание? Бом: Да.
Кришнамурти: Как мне опустошить это сознание и все же сохранить знание,
которое не искажено, - без него я ведь не могу действовать - и достичь
состояния, или чего-то еще, что будет постижением реальности. Не знаю,
достаточно ли ясно я выражаюсь. Бом: Да,
Кришнамурти: Вопрос сводится к следующему: мое человеческое сознание
есть его содержание, а это содержание является знанием; это беспорядочная
смесь неразумного знания со знанием, которое разумно. Может ли такое
созна-ние познать или вместить в себя истину? Бом: Нет, не может.
Кришнамурти: Может ли, следовательно, такое сознание прийти к истине?
Этого оно тоже не может. И что же тогда?
Бом: Тогда возможно понимание его ложности. Это сознание ложно в том
смысле, что приняло неверное направ-ление. Происходит это потому, что его
запутанное содержа-ние не может двигаться правильно.
Кришнамурти: Оно противоречиво. Бом: Оно во все вносит путаницу.
Кришнамурти: Не 'вносит путаницу', а само есть путаница.
Бом: Да, оно само -- путаница. Такова его деятельность. И один из
моментов этой путаницы заключается в том, что когда сознание размышляет о
самом себе, оно словно глядит на себя в зеркало, а зеркало отражает его так,
будто это уже не сознание, а независимая реальность.
Кришнамурти: Да.
Бом: И по этой причине деятельность сознания искажа-ется: сознание
пытается улучшать то, что оно воспринимает как независимую реальность, в то
время как фактически создает этим путаницу.
Я хотел бы выразить это так: все сознание в некотором смысле
представляет собой инструмент, связанный с какой-то таинственной энергией. И
пока сознание связано с этой энергией, будет продолжаться его ошибочная
деятельность.
Кришнамурти: Да.
Бом: А то, что сознание неверно себя отражает как независимое от мысли,
показывает, что надо каким-то обра-зом отключить энергию, которая питает
сознание. Сознание должно быть полностью изолировано, чтобы осталось таким,
как оно есть, без энергии.
Кришнамурти: Вы считаете, что не надо его питать. Мое сознание
запутано, оно хаотично, противоречиво и тому подобное. И сама его
противоречивость, сама его запутан-ность дают ему свою энергию.
Бом: Я, пожалуй, сказал бы, что энергия приходит даже не из сознания,
но до тех пор, пока она будет приходить, в сознании будет продолжаться
путаница.
Кришнамурти: Откуда же она приходит?
Бом: Нам, видимо, придется допустить, что она прихо-дит от какого-то
неизвестного источника.
Кришнамурти: Если она приходит от чего-то таинствен-ного, то мы
вступаем в сферу богов, внешних сил и т.п.
Бом: Нет, я не хотел бы сказать, что энергия приходит от какого-то
внешнего источника. Я предпочел бы сказать, что она в некотором смысле
приходит от меня самого.
Кришнамурти: Тогда 'я' есть это сознание?
Бом: Да.
Кришнамурти: Таким образом, содержание сознания создает свою
собственную энергию. Не хотели бы вы сказать именно так?
Бом: В каком-то